Карельский институт магии: Патьвашка/ Karjalan taikainstituutio: Patvaska (RUS|FIN)

Карельский институт магии: Патьвашка

Галерея портретов карельских колдунов была бы не полной без патьвашки. Патьвашка в былые дни был чуть ли не главным на деревенской свадьбе и это не случайно. Карелы говорили: Miehellä männä da naija, kuin toiz’ičči šyndyö / Замуж выходить да жениться, что заново родиться (Карельская пословица). То есть, новобачные переставали существовать в своем прежнем статусе и перерождались в новом. Девушка и вовсе покидала свой родной дом, переходила в новую семью. Как полагали суеверные карелы, что именно в этот период личная защита у молодых ослаблена, и если не магическое покровительство сильного колдуна – патьвашки, то пару обязательно сглазят, наведут порчу.


Фото: «Патьвашка» – сват-колдун. Карельская Автономная ССР, Ухтинский р-н., д. Каменное озеро. 1927-1928 гг. Карелы. Фото: Л.Л. Капица

Начиная со сватовства патьвашка сопровождал все обряды, касающиеся жениха, а во время самой свадьбы уже и невеста была объектом для магических действий деревенского колдуна. Патьвашка знал всё, что касалось различных свадебных ритуалов, ведь свадебный обряд длился до 3 недель и сопровождался традиционными действиями магического характера, например: заговорами и действиями-оберегами.


Фото: Патьвашка совершает обряд защиты молодых от порчи. Беломорская Карелия, 1894. Фото: И.К.Инха

В арсенале Патьвашки были и различного рода магические предметы. Обязательным атрибутом была ритуальная палка - посох: ольховая палка с наростами "паккулами", кольцами для оберегов и, иногда, личинами. Сам посох носил название "козичендашаува", "козиндашаува" и просто "шаува" (буквально - сватальный посох и просто посох). Русское население называло подобные посохи "палка с паккулами". Считалось, что в посохе заключается вся сила колдуна. Если колдун терял посох, то терял и свою магическую силу. С помощью магического посоха или топора колдун, чертил на земле круги-обереги вокруг молодых.


Фото: Ритуальный посох паданского колдуна. ХIX в. Из собрания Национального музея Карелии. kgkm.karelia.ru

Даже после Революции, пока традиции хорошо помнили , колдунов обязательно звали на свадьбу. Молодежь могла уже не верить в магию, но тут уж «как бы чего не вышло». В начале 1920-х гг. в одной из святозерских деревень женился бывший "комиссар" без венчания и свадьбы. Из соседней деревни заглянул на "комиссарскую красную свадьбу" известный в округе колдун. Жених запретил родне угощать колдуна, тот постоял и ушел. Но утром узнали, что баню для молодоженов топить не надо. То же – на второе утро, и на третье ... Пришлось комиссару смириться и поехать лечиться к колдуну от мужского бессилия. Колдун парил “больного” в бане, поил заговоренной водой, и комиссар вернулся к жене здоровым*. Вера в силу колдуна сыграла с женихом злую шутку.

Сейчас хранителя свадеб – патьвашку уже никто на свадьбы не зовет. Да и остались ли такие?..

* случай описан в статье «О карельской народной медицине: рациональное и "иррациональное" в традиционном врачевании». Никольская Р. Ф., Сурхаско Ю. Ю. 1994 г.

=============================

Karjalan taikainstituutio: patvaska

Karjalaisten noitien galleriassa patvaskalla oli merkittävä rooli. Patvaska oli Karjalassa häämenojen tärkeimpiä hahmoja. Karjalaiset sanoivat: ”Miehellä männä da naija, kuin toiz’ičči šyndyö”, mikä tarkoittaa, että kun mies ja nainen menevät naimisiin, he niin kuin syntyvät uudelleen. Vastanainut pari lakkasi olemasta entisinä ihmisinä ja muuttui uusiksi ihmisiksi. Morsian jätti kotinsa ja lähti uuteen perheeseen. Taikauskoisten karjalaisten mukaan morsiamen ja sulhasen henkilökohtainen suojelu oli aika heikko. Ellei voimakas noita eli patvaska auttanut nuortaparia, heitä katsotaan varmasti pahalla silmällä. Patvaskalla oli taikavoimaa häiden ja avioliiton onnistumiseksi.

Kosinnasta alkaen patvaska oli mukana kaikissa häämenoissa. Hääjuhlassa patvaska osoitti maagisen voimansa morsiamelle. Patvaska osasi kaiken, mikä koski häämenoja. Häämenot kestivät joskus kolme viikkoa ja niihin liittyivät perinteiset taikatoimet, muun muassa loitsut.

Patvaskalla oli erilaisia taikaesineitä. Sauva oli hänen välttämätön attribuutti. Sauvaa nimitettiin nimellä ”kozičendašauva”. Sauvaan luultiin sisältyvän patvaskan maagillisen voiman. Hän ei laskenut sauvaa koskaan pois kädestään. Jos noita kadotti sauvan, niin hän menetti maagisen voimansa.


Patvaskan häämeno nuorenparin suojelemiseksi pahalta silmältä. Vienan Karjala,I. K. Inha. 1984.

Jopa Venäjän vuoden 1917 vallankumouksen jälkeen patvaska kutsuttiin välttämättömästi häihin. Nuoret eivät uskoneet paljon taikuuteen, mutta perinteitä noudatettiin. 1920-luvulla Pyhäjärven maalaiskunnan eräässä kylässä entinen komissaari solmi avioliittonsa ilman vihkimistä ja häitä. ”Komissaarin punaisessa juhlassa” kävi naapurikylästä tunnettu noita. Sulhanen kielsi sukulaisia antamasta ruokaa noidalle. Noita lähti pois. Aamulla saatiin selville, ettei ollut tarvetta lämmittää saunaa vasta naimisiin menneille. Myös seuraavalla ja kolmannella aamulla ei tarvinnut. Komissaari nöyrtyi ja lähti noidan luo saamaan hoitoa miehen kyvyttömyyteensä. Noita sauvotti miehen saunassa, juotti taikavettä ja komissaari palasi kotiin terveenä. Tapaus kuvattiin vuonna 1994 julkaistussa karjalaisesta kansanlääkinnästä kertovassa artikkelissa.

Parhaillaan kukaan ei enää kutsu häiden maagista suojelijaa—patvaskaa häihin. Ja onko olemassakaan vielä sellaista?

Karjalan Sanomat /Blogi Karjalasta/ Keskiviikkona 23. 11. 2016

Карельский институт магии: Халтиа/ Karjalan taikainstituutio: haltija—maaginen auttaja (RUS|FIN)

Халтиа – магический помощник.

Карелы верили, что в самом человеке и во всем мире вокруг обитает множество духов – халтиа. Халтиа – общее название для духов леса, поля, земли и воды. Свои халтиа жили и по соседству с человеком в амбаре, риге, бане, мельнице. И духи эти могли быть как женского, так и мужского рода. Стоит вспомнить хотя бы калевальских халтиа: Тапио – хозяин леса и Велламо – водяная дева, русалка.

У каждого человека был свой личный дух – хранитель и помощник, свой халдиа или халтиа. По другому личного халтиа называли «vartija», то есть страж, защитник. Личного духа можно было призвать как помощника. И халтиа помогал человеку в различных жизненных ситуациях. Например, боролся с болезнью или поворачивал эту болезнь на того, кто ее наслал. Существовали ситуации, связанные с рождением, свадьбой, смертью, когда халтиа покидал своего хозяина. Тогда, оберегательную функцию брал на себя человек, связанный с потусторонним миром, то есть колдун, знахарь, патьвашка. У колдунов были более сильные халтиа, чем у простых людей.
Совершая магические обряды колдуны всегда использовали своих духов-помощников. В состоянии измененного сознания, транса, колдуны как бы становились одержимыми своим личным халтиа (по-карельски: "haltioitui") и магические способности человека сильно возрастали.


Чтение заговора, фрагмент из фильма "Häidenvietto Karjalan runomailla"/ Kalevala seura 1921/

В деятельности колдуна халтиа присутствовал неизбежно. Без халтиа магические силы оставляли заклинателя. Тихвинские карелы верили, что свою силу колдун приобретал от духов леса, озера, реки, обменивая свою душу на магический дар и на магических помощников.

Халдиат являлись отдельной от человека сущностью, которую можно призвать, а можно и потерять. Человек может, например, испугавшись, лишиться своего хранителя-халтиа. Кстати, людей подавленных, больных или боязливых называли «не имеющим личного халтиа».

Наличие личного халтиа карелы связывали и с наличием зубов. Одна карелка из Кестеньги, рассказывала, что ее халтиа уже не может ей помогать как прежде, потому что у нее выпали зубы. Заговоры всегда читались четко с большим напором, и зубами поскрипеть тут было совсем не лишним. При чтении заговора для остановки крови, зубами кусали железный предмет, который нанес рану. А как быть заклинателю, если у него нет зубов? С долей юмора карельская знахарка отвечала: «Не надо у соседей занимать». Люди верили, однако, что если зубы у колдуна все выпали, то и магической силы у него больше быть не может, халтиа покидает его.

Подобные понятия о духах встречаются не только в карельских и финских верованиях, но и в саамской, скандинавской и прибалтийской мифологии.

В Калевале термин халтиа встречается редко, но говоря про мёртвого колдуна Випунена используется именно это слово: "Vipunen makaa kuolleena, haltijansa menettӓneenӓ…"
Дословный перевод: "Випунен лежит мертвый, своим халтиа брошенный..."



Vipunen. Художник Erkki Tanttu

-----------------------------------------------------------

Karjalan taikainstituutio: haltija—maaginen auttaja

Karjalaiset uskoivat, että ihmisessä itsessään ja hänen ympärillään on paljon haltijoita. Haltija on yleisnimitys metsän-, pellon-, maanja vedenhaltijoille. Haltijat asuivat ihmisen vieressä navetassa, riihessä, saunassa tai myllyssä. Toiset olivat mies- ja toiset naispuolisia. On muistettava kalevalaiset haltijat: Tapio, metsän kuningas, ja Vellamo, veden emäntä.

Jokaisella ihmisellä oli omat haltijansa tai omat suojelijansa, jotka voidaan kutsua ihmisen auttajiksi. Haltijat toimittivat asioita isäntänsä tai emäntänsä puolesta ja auttoivat heitä eri elämäntilanteissa. Esimerkiksi haltija taisteli tautia vastaan tai lähetti sairauden takaisin ihmiselle, jolta se oli tullut.
Oli syntymää, häitä tai kuolemaa koskevia tilanteita, joissa haltija voi hylätä ihmisen. Silloin tietäjä, parantaja tai patvaska tuli ihmisen varjelijaksi. Tietäjillä oli voimakkaampia haltijoita kuin tavallisilla ihmisillä.

Tietäjät käyttivät aina haltijoitaan taikamenoissa. Transsissa haltijat valtasivat isäntänsä ja tietäjän maaginen voima lisääntyi huomattavasti. Tietäjän toiminnalle haltijan läsnäolo oli välttämätön, sillä ilman haltijaansa hän oli voimaton. Tihvinän karjalaiset uskoivat, että tietäjät ottavat voimansa metsän-, järven- tai joenhaltijoilta vaihtamalla sielunsa maagiseen taitoon ja maagisiin auttajiin. Haltijat olivat ihmisen ulkopuolisena olentona, jonka ihminen voi kutsua tai menettää.

Ihminen voi esimerkiksi pelästyessään tai säikähtäessään menettää haltijansa.
Masentuneen, pelkurin ja sairaan ihmisen sanottiin olevan haltijaton.

Karjalaiset liittivät henkilökohtaisen haltijan läsnäolon ihmisen hampaisiin. Eräs Kiestingistä kotoisin ollut karjalainen parantaja kertoi, ettei hänen haltijansa voinut enää auttaa häntä, koska häneltä kaikki hampaat lähtivät. Loitsut lausuttiin aina kovalla äänellä ja narskutettiin jopa hampaita. Verenvuodon tyrehdyttämiseksi hampailla purtiin rautaesine, joka aiheutti haavan.


Elokuvasta "Häidenvietto Karjalan runomailla"/ Kalevala seura 1921/

Mitä tehdä, jos loitsuja lausuvalla ihmisellä ei ole hampaita? Karjalainen parantaja vastasi hymyillen, ”Älkää lainatko naapureilta”. Ihmiset uskoivat kuitenkin, että jos kaikki hampaat lähtevät tietäjältä, hänellä ei enää ollut maagista voimaakaan.
Vastaavia kertomuksia haltijoista olivat karjalaisten ja suomalaisten uskomuksien lisäksi myös saamelaisilla, skandinaavisilla ja balttilaisilla kansoilla.



Vipunen makaa kuolleena, haltijansa menettäneenä… Kalevala. Viipunen. Taiteilija Erkki Tanttu.

Karjalan Sanomat/ Keskiviikkona 16. 11. 2016

Карельский институт магии: «знающие» пастухи/Karjalan taikainstituutio: ”tietävät” paimenet(RUS|FIN)

Карельский институт магии: «знающие» пастухи.

Магия служила не только знахарям, но и пастухам. Как доверить свою коровенку, от которой фактически зависит жизнь семьи, обычному человеку? С большим опасением и волнением это случалось, но лучше уж доверить скотинку «знающему» пастуху.

«Пастух из Паанаярви» (1892 г.) Художник Akseli Gallen-Kallela

В пастухи шли, как правило, бедные и безземельные люди, одинокие старики, калеки, не годные на другую работу или незаконнорожденные дети. Вспомните раба пастуха Куллерво из Калевалы. Только пастушество и могло прокормить такого.



Куллерво. Н.Кочергин

Нанимая пастуха, как правило, одного на всю деревню, сельчане старались выбрать выносливого, сильного парня, который найдет общий язык с силами природы и справится со всем стадом. По поверьям, необходимо было не просто следить и ухаживать за стадом, но и сопровождать это различного рода обрядами. Но в пастухи шли как правило ущербные и даже умалишенные, «профессия» престижем не пользовалась.

Пастух знающий обязательно совершал обряды-«обереги», то есть защищал скот от несчастий, от злых сил леса, от диких животных. Первый обряд совершался весной, в день первого выпуска стада на пастбище.



Видеофрагмент: пастух выгоняет стадо коров на выпас (из финского фильма Aunuksen аrkeа/Олонецкие будни). 1943 г.



Ритуальный «отпуск» стада заключался в трехкратном обходе стада с пастушескими магическими предметами: с посохом и берестяной трубой, с огнем, водой, железом. Обязательно обход сопровождался заговором. Два первых обхода совершались по солнцу, а третий – в противоположном направлении. Труба в ритуале выполняла функцию сакрального, магического предмета.


Фото: Пастух с трубой и посохом. Из книги М.Пришвина «В краю непуганых птиц», 1907

Пастушеская труба – это не простой музыкальный инструмент. Люди верили, что магическая сила пастуха тесно связана с этим предметом. Изготавливалась берестяная труба всего на один сезон. Пастух никому не давал ее трогать, а чаще всего прятал подальше от чужих глаз – сглазят. По окончании сезона сакральный инструмент сжигали, прятали в дупло или в муравейник. На следующий год пастух снова делал берестяную трубу.

Пастух, не обладающий магическими знаниями, обращался за помощью к колдуну. Знахарь, чаще всего бывший пастух, учил пастуха магическим премудростям: давал переписать или заучить текст заговора или наговаривал на палочки, воск, ремень, рожок пастуха и т.д. делая, таким образом, магическими предметы, которые использовались потом в пастушеской работе. «Знающий» пастух, как и колдун, перед смертью должен был передать свое мастерство, рассказать заговоры ученику, иначе его смерть была мучительной. А поделившись знаниями, колдун-пастух терял магическую силу, передавая ее вместе со знаниями ученику.

=======================================================================================

Karjalan taikainstituutio: ”tietävät” paimenet
Taikaa käyttivät tietäjien lisäksi myös paimenet. Miten uskoa lehmän tavalliselle ihmiselle, kun se on koko perheen elättäjä? Ihmiset uskoivat karjansa mieluimmin ”tietäville” paimenille.

Akseli Gallen-Kallela / PAANAJÄRVEN PAIMENPOIKA.

Paimenen ammatti ei ollut arvostettu. Paimeneksi tulivat tavallisesti köyhät ihmiset, loiset, yksinäiset vanhukset, vammaiset, jotka eivät kelvanneet muuhun työhön, tai aviottomat lapset. Muistelkaa Kullervoa Kalevalasta. Vain paimentaminen voi elättää hänet.



Kullervo. N.Kochergin.

Kylässä oli tavallisesti yksi paimen ja kyläläiset valitsivat tähän toimeen sitkeän ja voimakkaan pojan, joka löytää yhteiskielen luonnonvoimien kanssa ja pystyy suoriutumaan paimenen tehtävistä. Uskomuksien mukaan paimen hoiti ja seurasi laumaa ja teki myös erilaisia maagisia menoja.

”Tietävät” paimenet tekivät välttämättä menoja, jotka suojasivat karjaa niin epäonnelta ja metsän ilkeiltä voimilta kuin pedoilta.



Elokuvasta "Aunuksen аrkeа". 1943 г.

Ensimmäinen meno pidettiin keväällä. Paimen kiersi kolme kertaa lauman ympäri maagiset esineet kädessä ennen ensimmäistä niitylle lähtöä. Paimenella oli mukana sauva ja tuohitorvi. Paimen luki loitsuja. Kaksi ensimmäistä kiertoa paimen teki myötäpäivään ja kolmannen vastapäivään.


Tuohitorvea soittava paimen sauva kädessä.
Kuva on otettu Mihail Prišvinin "Seudulla, jolla linnut eivät pelkää ihmistä" -kirjasta, 1907

Torvi edusti sakraalisen ja maagisen esineen roolia. Paimentorvi ei ollut yksinkertainen musiikkisoitin. Ihmiset uskoivat, että paimenen maaginen voima liittyy kiinteästi tähän esineeseen. Joka vuosi paimen valmisti uuden tuohitorven. Paimen ei antanut koskettaa torvea ja piilotti tavallisesti sen, koska pelkäsi pahaa silmää. Kauden lopussa paimen poltti torven tai piilotti sen puunkoloon tai muurahaispesään. Paimen, jolla ei ollut maagista taitoa, pyysi apua tietäjiltä. Tietäjä, joka yleensä oli entinen paimen, opetti paimenelle maagista taitoa: antoi kopioida tai opetella ulkoa loitsuja ja teki palikat, vahan, vyön ja paimentorven maagisiksi esineiksi. Samoin kuin tietäjän ”tietävän” paimenen piti siirtää taitojaan ennen kuolemaansa, kertoa oppilaalle loitsuja, muuten hänen kuolemastaan tulee kärsimystä täynnä.

Taitojensa siirtämisen jälkeen paimenella ei ollut enää maagista voimaa.

Karjalan Sanomat/Keskiviikkona 09. 11. 2016/

Карельский институт магии: передача силы/ Karjalan taikainstituutio: taikuuden siirtäminen (RUS|FIN)

«Силу и знания заклинателя–знахаря можно было приобрести при соблюдении определенного ритуала» (Исследователь Нина Ивановна Лавонен, 1988).

Для передачи магических знаний существовало достаточно много разных ритуалов. У северных карелов при передаче знаний человеку, желающему научиться знахарскому делу, нужно было стоять на перекрестке трех дорог в течение трех четвергов подряд после захода солнца, но до наступления темноты – лицом к лицу со знахарем на стопах его ног. Таким способом знахарь передавал свои знания и давал советы. Затем «ученик» и «учитель» обменивались деньгами: “ученик” давал “учителю” деньги меньшего достоинства, учитель – большего.

Менялись не только деньгами, но и головными уборами. Три ночи ученик должен был спать в шапке, получая тем самым силу от знахаря. В шапку зашивалась шкурка белки-летяги, и обладатель такой шапки считался сильнее других заклинателей. За обучение было принято платить хотя бы символическую плату, иначе заклинания не будут действенны.

Если мать хотела, чтобы ребенок обладал сакральными знаниями, то мыла голову и грудь ребенка три четверга подряд пеной из трех водопадов. Первый раз это необходимо было сделать до того, как младенцу исполнится три ночи.

Часто знания передавались перед смертью. Верили, что, не сдав чертей, колдун мучается, а умереть не может. С этим поверьем связывали и долголетие колдунов. Об одной тихвинской карелке-колдунье рассказывали: «Сто четыре года было, сто четыре года, когда умерла. И не умерла бы, если бы «этих» не сдала». В рассказах о колдунах передача чертей осуществлялась часто по родственной линии. Сохранился такой рассказ о передаче магических способностей: перед смертью «[колдун] Папилкин своей жене сдал [чертей], а в нашей деревне жил брат Папилкина, Павел. Стала жена старика Папилкина умирать, так она это брату сдала, лишь тогда она умерла».

У тихвинских карелов-старообрядцев с их жесткой градацией знахари t'iedäjä подчеркивали, что их дело богоугодное и акт передачи знаний перед смертью был не обязателен: «Это ведь не черти, что обязательно [передавать]».

Люди, знающие заговоры, бережно хранили свои знания, не рассказывая посторонним о них. Если рассказать заговор другому человеку – это означает отдать, передать. Для колдуна, поведавшего свои знания ученику, заговоры теряли магическую силу. Поэтому и ученым не так легко было записывать такой материал в деревнях, редко кто таким поделится, а те, кто все-таки делились знаниями, ругали себя за то что «отдают» их.

Фото: Известная финская колдунья Miron-Aku совершает обряд передачи магических знаний, начало 20 века. Фото из интернета.

===========================================================================================
Karjalan taikainstituutio: taikuuden siirtäminen
”Tietäjän—parantajan voimaa ja tietoa voi hakea erityisen rituaalin aikana” (tutkija Niina Lavonen, 1988)
Taikuuden siirtämiseksi on olemassa riittävän paljon erilaisia rituaaleja. Vienankarjalaisilla oli perinne: parantajan taitoja saaneen ihmisen piti seisoa kolmen tien risteyksessä kolmena torstaina peräkkäin kasvotusten tietäjän kanssa tämän jalkojen päällä. Riitti pidettiin auringonlaskun jälkeen, mutta ennen pimeän tuloa. Niin tietäjä jakoi taitojaan ja neuvojaan. Sitten niin sanotut ”oppilas” ja ”opettaja” vaihtoivat keskenään rahaa.

He vaihtoivat keskenään rahan lisäksi myös päähineitä. Kolme yötä oppilaan piti nukkua tietäjän hattu päässään. Näin hän sai parantajan voimaa. Hattuun ommeltiin myös liito-oravan nahka ja sellaisen hatun kantaja oli voimakkaampi kuin muut loitsijat. Sellaisesta opetuksesta piti kuitenkin maksaa, muuten loitsut eivät toimineet. Jos äiti halusi, että hänen lapsensa omistaisi sakraalisia taitoja, hän pesi lapsen päätä ja rintaa kolmesta vesiputouksesta otetulla vaahdolla kolmena torstaina peräkkäin. Ensimmäistä kertaa riitti oli pidettävä ennen kuin lapsi oli jo kolmen yön vanha.

Taitoja siirrettiin usein kuoleman edessä. Uskottiin, että jos tietäjä ei siirrä taitojaan eli ”piruja”, niin hän tulee kärsimään, muttei pysty kuolemaan. Tähän uskomukseen liitettiin tietäjien pitkäikäisyys. Kerrottiin eräästä Tihvinän karjalaisesta noidasta: ”Hän kuoli 104-vuotiaana. Hän ei pystynyt kuolemaan, ellei kertonut ”näistä”. Kertomuksissa noidat siirsivät usein piruja sukulaiselta toiselle. On säilynyt kertomus maagisten taitojen siirtämisestä: ennen kuolemaa ”Papilkin-noita antoi piruja vaimolleen, kylässämme asui Papilkinin veli Pavel. Kun Papilkinin vaimo alkoi kuolla, hän antoi niitä Pavelille, vasta sen jälkeen kuoli.”

Tihvinän vanhauskoiset karjalaiset tietäjät korostivat, että heidän työnsä on Jumalalle otollinen eikä ollut ennen kuolemaa taitojen siirtämisen perinnettä. Loitsuja osanneet ihmiset säilyttivät huolellisesti taitojaan eivätkä kertoneet vieraille niistä. Kertominen tarkoitti siirtämistä. Sen takia tutkijoille oli vaikeata äänittää loitsuja, harva kertoi niitä, mutta he, jotka loppujen lopuksi kertoivat, moittivat itseään siitä.


Tunnettu suomalainen tietäjä Miron-Aku tekee maagisten taitojensa siirtämisen riittiä, 1900-luvun alku. KUVA ON OTETTU INTERNETISTÄ.

Karjalan Sanomat Keskiviikko 02. 11. 2016 Numero 42

Карельский институт магии: Карельские колдуны/Karjalan taikainstituutio:karjalaiset noidat (RUS|FIN)

Карельский институт магии: Карельские колдуны – arpoja, tietäjä, oppii, kolduna.
Слава о карельских колдунах далеко разошлась за пределы Карелии. В XII веке «Страной магов на побережье» назвал Карелию арабский географ Идриси. Существует много разных названий у карельских колдунов. Например, языковед М. Фасмер проводит параллель между заимствованным из финского словом «arpoja» - прорицатель, предсказатель и древнерусским словом «арбовати», т.е. отправлять языческое богослужение.
Северные карелы называли знахарей tietäjä , что буквально переводится как знахарь. У карелов-ливвиков встречается название oppii – колдун, знахарь, человек владеющий сакральными знаниями.


Гадание на сите. Аконлахти. Фотограф И.К.Инха 1894 г.

Знахари пользовались большим уважением в карельских деревнях. После крещения карелов появилось поверие, что знахари получают свои силы от Бога и используют их на благо людей. Как правило, они были верующими людьми, носили крест, многие отличались высоконравственным поведением и считались религиозно грамотными людьми. В своей знахарской практике они не видели ничего предосудительного, поскольку были убеждены, что даже самые "колдовские" действия их и самые могущественные магические атрибуты никоим образом не связаны с нечистой силой.

Колдуны же пользовались дурной славой: их считали владельцами чертей, "kolduna" у тихвинских карелов, в буквальном смысле, люди вне Бога и без креста.
Однако, в большинстве деревень понятия «колдун» и «знахарь» использовались в качестве синонимов.
Следует подчеркнуть, что не все знающие заклинания люди считали себя знахарями или колдунами. Элементарными, а то и довольно основательными навыками самолечения и врачевания еще не так давно владело большинство карелов. Однако, далеко не всем удавалось, видимо, вылечивать не только чужие болезни, но и свои недомогания. Не всегда помогали даже магические атрибуты и заговоры. Знания простых людей ограничивались несколькими заговорами и элементарными действиями. Многие переняли эти знания из рассказов и действий старших.
Карельские колдуны и знахари умели не только заговаривать и лечить с помощью магии болезни. Часто встречаются рассказы о том, как колдуны помогали найти пропавший скот. Это было связано с мнением, что колдуны имели магических помощников, которым они давали задания найти пропажу – будь то корова, человек или потерянная вещь. Этим помощникам постоянно нужно было давать новую и новую работу. Бытовало поверье, что судьба колдунов «не ими избранная и определенная». С этим связаны и описания образа жизни колдунов. Все дела у них были переделаны, словно работали за четверых, спали они помалу, вставали рано, ели на бегу, часто оставались в одиночестве.
Помимо поиска домашних животных и лечения, колдуны умели колдовать, чаровать, толковать сны, приметы, знамения, насылать порчу, "навязывать чертей", оборачивать людей в животных, лишать их половой силы, вызывать неурожай, эпидемии.
Можно сказать, что не было той беды у человека, где не мог бы помочь или навредить колдун.
==========================================================================================

Karjalan taikainstituutio: karjalaiset noidat

Karjalaiset noidat saivat mainetta jopa Karjalan ulkopuolella. Jo 1100-luvulla arabisyntyinen maantieteilijä Al-Idrisi sanoi Karjalaa rannikolla sijaitsevaksi tietäjien maaksi. Karjalaisilla noidilla on paljon nimiä. Esimerkiksi kielitieteilijän Max Vasmerin mukaan venäjänkielinen sana arbovati eli takoa on lainattu suomen kielestä, sanasta arpoja.

Puhuessaan maagisia keinoja käyttäneistä ihmisistä vienankarjalaiset käyttivät tietäjä - sanaa ja Aunuksen karjalaiset oppii-sanaa. Karjalaisissa kylissä parantajat nauttivat
kunnioitusta. Karjalaiset uskoivat, että parantajat saavat voimansa Jumalalta ja käyttävät
sitä ihmisten hyväksi. He olivat uskonnollisia ihmisiä ja heillä oli kaulassaan risti. Parantajat eivät nähneet toiminnassaan mitään paheksuttavaa, koska olivat varmoja, että heidän taikatoimensa ja maagiset esineet eivät liittyneet mitenkään pahaanhenkeen.

Noidilla oli vuorostaan huono maine. Heitä pidettiin paholaisen palvojina. Tihvinän karjalaiset sanoivat noitaa koldunaksi eli Jumalan vastustajaksi.
Monessa kylässä sanat noita ja parantaja olivat kuitenkin synonyymejä.


Ennustaminen sihdistä. Akonlahti. Valokuvaaja I. K. Inha, 1894.

On korostettava, etteivät kaikki loitsuja osanneet ihmiset pitäneet itseään tietäjinä.

Monet karjalaiset käyttivät itselääkitystä, mutta kaikki eivät nähtävästi onnistuneet parantamaan itseään eivätkä muiden ihmisten tauteja. Joskus jopa maagiset esineet ja loitsut eivät auttaneet. Tavallisten ihmisten taidot rajoittuivat yleensä muutamaan manaussanaan ja perustoimiin. Monet omaksuivat taitojaan tarinoista ja vanhemmilta.

Karjalaiset noidat ja parantajat osasivat sekä manata että parantaa tauteja magian avulla. Oli olemassa paljon tarinoita siitä, kun noidat auttoivat löytämään kadonneen karjan.

Noidilla oli maagisia avustajia, jotka saivat tehtäväkseen löytää kadonneen lehmän, ihmisen tai esineen. Avustajat tarvitsevat koko ajan uutta työtä. Oli yleinen uskomus, että ihmiset eivät tulleet noidiksi omasta tahdostaan.

Siihen liittyy myös noitien elämäntavan kuvaaminen. He tekivät työnsä niin kuin sitä olisi tehnyt peräti neljä ihmistä: he nukkuivat vähän, heräsivät varhain, söivät vikkelästi ja asuivat yksin.

Kotieläinten etsimisen ja ihmisten parantamisen lisäksi noidat osasivat myös manata, lumota, tulkita unia ja enteitä, muuttaa ihmisiä eläimiksi, riistää seksuaalisen vallan, aiheuttaa katoa ja paljon muuta.

Voidaan sanoa, ettei ihmisillä ollut hätää, jossa noita ei olisi voinut auttaa tai tehdä pahaa.

(c) Karjalan Sanomat / Keskiviikkona 26. 10. 2016

Карельский институт магии: boabo /Кarjalan taikainstituutio: boabo (RUS|FIN)

Карельский институт магии: boabo

Магия и суеверия сопровождали жизнь человека на протяжении всей жизни с самого рождения. Заговоры и заклинания знал практически каждый человек. Почему люди верили в магию? Наверное, потому, что есть в мире малопонятные и необъяснимые вещи, явления с которыми человек не в силах справиться сам, с которыми можно совладать, только обратившись к сверхъестественному.

Куда к примеру могла обратиться простая крестьянка в начале 20 века в случае болезни своего ребенка, если на самый густонаселенный Олонецкий уезд площадью 2800 кв.верст со 140 селениями было всего 3 врача, то есть примерно по 16.5 тысяч жителей на одного, 19 фельдшеров и 6 повивальных бабок. При таком уровне здравоохранения, естественно, что народное врачевание было основной формой лечебной помощи населению. Люди часто искали помощи у знахарей или занимались самолечением.

Самыми сильными знахарями, безусловно, считались мужчины колдуны, но для женщин существовала своя магия. Современным языком говоря «народный институт акушерства и гинекологии». Роженице обязательно помогала акушерка boabo, которая знала, как провести роды и с медицинской точки зрения и сопроводить магическими ритуалами.

Как обычно мы представляем себе женщину, владеющую магией? Старая косматая сгорбленная старуха чахнет над котлом с зельем. Карельские boabo были совершенно другими. Считалось, что boabo должна быть женщиной с добрым веселым нравом, спокойной, мудрой, так как образ женщины, принимающей роды, непременно, накладывает отпечаток на всю жизнь младенца. К этой же женщине обращались, если ребенок болеет, плохо спит или мало кушает. Вoabo старались помочь, используя не только магию, но и отвары трав, массаж, баню, таким образом оказывая комплексное воздействие на ребенка.

В эпической поэме «Калевала» рождение ребенка происходит без боабо и народной медицины. Девушка Марьятта, непорочно зачавшая, рожает своего ребенка одна в хлеву, согреваемая дыханием лошади. Роженица обращается с мольбой к Богу. И это уже не языческое божество, а христианский Бог. Так рождается новый герой, пришедший на смену всесильному колдуну Вяйнемёйнену.

Фото: Ю.Люкшин. Марьятта. 2009 г.

=====================================

Кarjalan taikainstituutio: boabo

Magia ja taikausko seuraavat ihmistä hänen syntymästään asti. Aikoinaan melkein
jokainen tiesi loitsuja. Miksi ihminen joutuu taikauskon valtaan? Ehkä sen takia, että maailmassa on paljon epäselviä ja selittämättömiä asioita ja ilmiöitä, joissa ihminen
tuskin pärjää yksin. Ihminen hakee silloin apua yliluonnollisilta voimilta. Mistä pyysi apua 1900-luvun alussa tavallinen talonpoikaisnainen, jos hänen lapsensa sairastui?

Aunuksen kihlakuntaan kuului 140 kylää ja kihlakunnan pinta-ala oli 2 800 neliövirstaa. Kihlakunnassa oli vain kolme lääkäriä, 19 välskäriä ja kuusi napamuijaa eli kätilöä.

Näin yksi lääkäri hoiti 16 500 asukasta. Terveydenhuollon alhaisen tason vuoksi kansanlääkintä oli ihmisten suosiossa. Ihmiset hakivat usein apua tietäjiltä tai käyttivät itselääkitystä.

Vahvoina parantajina pidettiin ennen muuta poppamiehiä, mutta naisillakin oli oma magiansa. Nykykielellä se olisi synnytysopin ja gynekologian instituutio. Kätilö eli boabo auttoi ehdottomasti synnyttäjää. Boabolla ei ollut mitään lääketieteellistä koulutusta, mutta hän osasi varmasti pitkäaikaisen kokemuksen ansiosta, miten hoitaa naista synnytyksessä lääketieteelliseltä kannalta sekä lisäsi prosessiin maagisia rituaaleja. Miltä näyttää taikuutta harjoittava nainen? Vanha, köyryselkäinen ja pörrötukkainen akka keittää kattilassa taikajuomaa.

Karjalaiset boabot olivat toisia. Uskottiin, että vain hyväntuulinen, rauhallinen ja viisas nainen voi tulla boaboksi, koska synnytyksessä avustavan naisen kuva vaikuttaa luonnollisesti vauvan elämään. Tämä nainen auttoi lasta silloinkin, kun hän sairastui, nukkui huonosti tai söi vähän. Boabot yrittivät auttaa käyttämällä taikuuden lisäksi myös yrttivettä, hierontaa ja saunaa, mikä tarjosi monipuolista vaikutusta lapseen.

Eeppisessä Kalevalan-runoelmassa lapsi syntyy ilman boaboa ja kansanlääkintää. Neito Marjatta tulee raskaaksi puolukasta ja synnyttää poikalapsensa yksin tallissa. Synnyttäjä rukoilee Jumalaa, joka ei enää ole pakanallinen jumaluus vaan ortodoksinen Jumala. Niin syntyy uusi sankari, Karjalan kuningas, joka tulee suuren tietäjän Väinämöisen sijaan.

Juri Ljukšin. Marjatta. 2009

Karjalan Sanomat /Keskiviikko 12. 10. 2016

Жизнь среди клонов/Elämä kloonien keskuudessa (RUS|FIN)

Жизнь среди клонов. Для Вас это научная фантастика? А для жителей Карелии обычное дело! В столице Карелии, в Петрозаводске, клонов можно встретить прямо на улице. Никто не пугается, не шарахается от них, ведь эти клоны - милые березки.

Принято считать, что Карелия - это красивая природа да национальный колорит. Но не только! Наука и технологии в Карелии занимают передовые позиции, благодаря, конечно, талантливым учёным. В Карелии не только клонируют редкие виды березок, но и патент на это принадлежит Институту леса Карельского Научного центра РАН. Руководит исследованиями Ветчинникова Лидия Васильевна. Только представьте березовую рощу в руках хрупкой женщины. Никак? А это возможно, если роща находится в одной маленькой пробирке.

Так редкие виды растений попадают в парки и скверы Петрозаводска. Видели когда-нибудь далекарлийскую берёзу? Листочки этого дерева сильно рассечены и напоминают кленовые. Например, такие деревца были высажены у Национального музея Карелии в 2011 году под чутким руководством Лидии Васильевны.



Далекарлийская береза в Губернаторском парке. Фотограф Ирина Кулакова. 2016.

Совместный экологический проект Администрации Петрозаводска и Института леса КарНЦ РАН «Будущее создается сегодня» длится уже не первый год. Например, этой осенью в городе появилась молодая рощица из нескольких десятков карельских берез. В природе такие березовые рощи не встречаются, потому что естественным путем карельская береза в Карелии уже не размножается, а значит, на помощь исчезающему виду должны придти люди. По проекту в лабораторных условиях были клонированы, а затем выращены декоративные формы березы и ольхи. Над березками, кроме ученых, трудились и сотрудники других учреждений. В проект привлекли даже малышей из детских садов, которые ухаживали за подросшими растениями, а потом участвовали в посадке рощи.

Место для посадки, кстати, было выбрано неслучайно: историки и поисковики утверждают, что именно здесь 75 лет назад проходил рубеж обороны Петрозаводска. Аллея расположилась в живописном месте в пойме реки Неглинки между торгово-развлекательным комплексом Лотос-Plaza и храмом великомученика Пантелеймона на Древлянке. Остается надеяться, что березки приживутся и будут радовать гостей и жителей города.



Сотрудники Национального музея Карелии принимают участие в посадке аллеи 23 сентября 2016. Слева направо: Татьяна Якина, Татьяна Бердашева и Майя Степанова.

==================================================================

Visakoivuja Petroskoihin!

Elämä kloonien keskuudessa. Onko se sinulle tieteiskirjallisuutta? Karjalan asukkaille se on ihan tavanomaista! Petroskoissa klooneja voi tavata kadulla. Kukaan ei kuitenkaan pelkää, koska nämä kloonit ovat hienoja koivuja.

Karjalan uskotaan olevan kaunista luontoa ja kansallisia värejä. Mutta se ei tietysti ole vain sitä! Tiede ja teknologiat ovat Karjalassa etusijalla lahjakkaiden tutkijoiden ansiosta. Karjalassa kloonataan koivujen harvinaisia lajeja. Venäjän tiedeakatemian Karjalan tiedekeskuksen metsäinstituutilla on patentti kloonaukseen. Lidija Vetšinnikova johtaa tutkimuksia. Kuvitelkaa koivikkoa hennon naisen kädessä! Onko se mahdotonta? Se on kuitenkin mahdollista, jos koko koivikko on yhdessä pienessä koeputkessa.

Harvinaisia puita istutetaan Petroskoin puistoihin. Oletteko te koskaan nähneet taalainkoivuja? Taalainkoivun lehdet ovat erittäin syvään liuskoittuneet ja harvaan sahalaitaiset. Ne muistuttavat vaahteran lehtiä. Taalainkoivuja istutettiin vuonna 2011 Karjalan kansallisen museon lähialueelle.



Taalainkoivu / KUVA: IRINA KULAKOVA. 2016.

Petroskoin kaupunginhallituksen ja metsäinstituutin yhteinen ympäristöhanke on kestänyt jo useita vuosia. Hankkeen nimi on Luodaan tulevaisuutta tänään. Tänä syksynä kaupunkiin istutettiin visakoivikko. Villissä luonnossa on mahdotonta tavata visakoivikkoja, koska Karjalassa visakoivu ei lisäänny enää luonnollisesti. Ihmiset auttavat kuitenkin erittäin uhanalaista lajia. Hankkeen mukaan laboratoriossa kloonattiin koivuja ja leppiä. Tutkijoiden lisäksi muidenkin laitoksien työntekijät osallistuivat prosessiin. Päiväkotien lapset hoitivat kasvaneita puita sekä osallistuivat puiden istuttamiseen.

Koivikko sijaitsee kaupungin Drevljankan lähiössä Neglinkan joen rannalla Pyhän Panteleimonin kirkon vieressä. Historioitsijoiden mukaan nimenomaan siinä paikassa 75 vuotta sitten kulki Petroskoin puolustuslinja.

Toivotaan, että visakoivut juurtuvat hyvin ja tuottavat iloa petroskoilaisille ja kaupungin vieraille.



Syyskuun lopussa Karjalan kansallisen museon työntekijät Tatjana Jakina (vas.), Tatjana Berdaševa ja Maija Stepanova istuttivat lehtikujia Drevljankan lähiössä.

Karjalan Sanomat/ Keskiviikkona 05. 10. 2016

Puiden mutaatioita nyt Petroskoissakin/Про мутации, магию и петрозаводский парк (FIN|RUS)

Karjalan metsä tuskin kertoo vieraalleen salaisuuksiaan.

Joka aamu olen lähtenyt lenkille Kukonmäellä sijaitsevaan niin sanotun Oravasaaren puistoon, mutta vain kolmen kuukauden päästä olen huomannut uniikin luonnonilmiön: korkealla puun latvassa on ikään kuin lentävä valtava pallo. Sellainen luonnon anomaalisuus on hyvin harvinainen etupäässä kaupungin puistossa. Ihmiset nimittävät sitä tuulenpesäsieneksi.


Tuulenpesäsienet Kukonmäellä sijaitsevassa puistossa. KUVA: TATJANA BERDAŠEVA

Tuulenpesäsienet tai karjalaksi tuwlenkobru tai tuwlenpezä ovat puun oksien epänormaalin haaroittumisen seurauksena muodostuneet tiheät oksarykelmät.

Ilmiön alkuperä on parhaillaan epäselvä. Tutkijat sanovat syyksi puun tartuntataudin tai mutaatioprosessin. Sairauden luonne on eläimillä ja kasvilla sama, sen takia tuulenpesäsienet ja pahkat kiinnostavat paljon niin biologeja kuin onkologeja. On mielenkiintoista se, että Tšernobylin alueella on paljon sellaisia poikkeavuuksia.

Tuulenpesäsieniä voidaan tavata sekä lehtipuissa (koivussa, omenassa, pajussa, poppelissa) että havupuissa (männyssä, kuusessa, lehtikuusessa). Sitä voidaan tavata jopa perunanvarressa!


Tuulenpesäsienet Kukonmäellä sijaitsevassa puistossa. KUVA: TATJANA BERDAŠEVA

Ihmiset ovat jo pitkään huomanneet sellaisia ilmiöitä Karjalan metsässä ja käyttäneet jopa niitä taikuudessa.

Karjalaiset uskoivat, että tuuli rakentaa sellaisia outoja pesiä. He paransivat tuulenpesäsienillä tauteja, joita kutsuttiin tuulen tuomiksi. Esimerkiksi tuulenpesäsienen koivunoksista saadulla vedellä he paransivat päänsärkyä tai pahaa silmää pojilla. Pahaa silmää tytöillä parannettiin vedellä kaatamalla sitä tytön päälle tuulenpesäsienen männynoksien kautta. Karjalaiset käyttivät kuusen tuulenpesäsieniä vesirokkoa vastaan pojilla ja lepän oksia tytöillä. Toimintaan liittyi aina maagisia loitsuja.

Aikuiset nauttivat tuulenpesäsieniä sisäisesti tai valelivat itseään vedellä näiden oksien kautta. Tuulenpesäsienistä tehtiin myös amuletteja.

Nykymaailmassa jalostajat ovat kiinnostuneita epätavallisista oksarykelmistä. Tämän alan 1890-luvulta tehtyjen tutkimuksien avulla on olemassa uusia kasvilajeja, joita käytetään maisemasuunnittelussa. Ehkä petroskoilaisestakin tuulenpesäsienestä joku innostuu?

Karjalan Sanomat / Keskiviikkona 21. 09. 2016

===========================================================================

Не сразу карельский лес открывает перед гостем все тайны. Каждое утро я отправляюсь на «Беличий остров» на пробежку, но только спустя три месяца заметила уникальное природное явление: высоко в кроне дерева будто бы завис огромный шар. Не часто можно увидеть природную аномалию, в народе именуемую как «ведьмина метла», а тем более в черте города.

«Ведьмина метла» или по-карельски «tuwlenkobru» или «tuwlenpezä» - это шарообразный комок густо разросшихся побегов дерева. Вопрос о природе происхождения этого явления до сих пор окончательно не решен. Ученые называют причиной инфекционные заражения дерева или мутационные процессы. Природа этого заболевания у растений, животных и человека одинакова, поэтому «ведьмины метла» и древесные наросты – капы интересуют не только биологов, но и онкологов. Например, ученые из России наблюдают одно такое дерево уже свыше 40-ка лет! Интересно, что подобные аномалии в развитии отмечены среди растений в зоне Чернобыля.


"Ведьмина метла в Парке на Кукковке. FOTO: TATJANA BERDAŠEVA

«Ведьмину метлу» можно встретить как на лиственном (береза, яблоня, ива, тополь), так и на на хвойном (ель, сосна, лиственница) дереве. Или даже на картофельной ботве!

В карельских лесах люди давно примечали такие образования и использовали их в лечебной магии. Карелы верили, что ветер, который персонифицировался, строит такие причудливые «гнезда». А раз ветер построил, то и болезни, будто бы насланные ветром, можно лечить с помощью "ведьминого помела". Например, водой, собранной из вымоченных или выпаренных березовых веток «ведьминого помела» лечили хворь от ветра, головную боль простудного характера или сглаз у мальчика. Девочек от сглаза лечили водой, проливая ее сквозь сосновое «ведьмино помело». От ветрянки для мальчиков использовали в лечении ветки из «помела» елки, а для девочки ветки ольхи, обязательно сопровождая свои действия магическими заговорами. Лечились не только дети, но и взрослые, употребляя отвары из «ведьминых метел» внутрь или обливались водой через эти пучки веток. Наделяя сверхъестественной силой, из веток «ведьминой метлы» люди делали обереги.

В современном мире, далеком от суеверия, необычными образованиями на деревьях интересуются селекционеры. Благодаря исследованиям в этой области, которые ведутся аж с 1890 года, появляются новые сорта растений, используемые для ландшафтного дизайна. Из ведьминых метел получено бесчисленное количество сортов, лучшие из которых – вершина фантазии природы. Самый популярный сорт сосны горной, выведенный в Голландии и получивший название «Мопс», известен уже 90 лет!

Может быть «ведьминым помелом» в Петрозаводске тоже заинтересуются исследователи.



"Ведьмина метла в Парке "Беличий остров" на Кукковке. FOTO: TATJANA BERDAŠEVA

"Mänty lämmittää, syöttää ja huvittaa"/«Сосна греет, сосна питает, сосна и веселит» (FIN|RUS)

Metsä on aina ollut karjalaiselle omana kotinaan.Jokaiseen puuhun oli jopa erityinen suhde. Puhumme nyt Karjalan männyistä. Kuuluisa venäläinen runoilija ja Aunuksen ensimmäinen kuvernööri Gavrila Deržavin kirjoitti näin Karjalan männystä: ”Mänty lämmittää (karjalaista), mänty syöttää, mänty huvittaakin.”

Miten mänty voi lämmittää karjalaista? Tässä on puhe lähinnä omasta kodista, joka tehtiin välttämättömästi puusta. Hyvä isäntä valitsi tarkasti puita rakentamiseen. Talossa melkein kaikki esineet olitehty puusta: pöytä, penkkejä, hyllyjä ja astioitakin…

Puuta käytettiin myös polttoaineena. Metsää hakattiin kun puut ”nukkuvat” eli loppusyksyllä ja talvikuukausina. Lämmönlähteenä käytettäessä polttopuiden tärkein ominaisuus oli riittävä kuivuus. Puun kosteus vaikuttaa siihen, paljonko sen sisältämästä energiasta saadaan hyödyksi.

Miten mänty voi syöttää? Mitä ravitsevaa voi saada tästä puusta? Deržavin antaa meille pettuleivän eli petun valmistusreseptin. ”Köyhät lappalaiset (niin runoilija nimitti karjalaisia) syövät leipää, joka on tehty oljesta tai petäjän kuoresta. He näyttävät hyvin lihavilta ja rotevilta, mutta todellisuudessa he ovat vähävoimaisia."

Pettuleipää tehdään seuraavalla tavalla: "männystä leikattua kuorta puhdistetaan ja kuivataan ilmassa, paistetaan uunissa, survotaan, lisätään jauhoja, tehdään taikinaa ja leivotaan leipää.” Leivän maku on vähän katkera eikä pettu tuota paljon hyötyä ihmisten elimistölle. Ruoan sulatuskanavan sairaudet olivat silloin hyvin "suosittuja" paikallisten asukkaiden keskuudessa. Lääkkeinä käytettiin samoin metsän antimia. Karjalaiset valmistivat alkoholijuomaa galangajuuresta ja teetä pakurikäävästä ja päivänkakkarasta.

Miten mänty voi huvittaa? Tässä on vihje perinteisen musiikkisoittimen kanteleen rakentamiseen. Deržavin kirjoitti: ”Jotkut… huvittelevat soittamalla viisikielistä guslia.” Karjalassa on olemassa kanteleita, joissa on enemmän kieliä. Kantele ei ole aina tehty männystä, mutta Deržavin kirjoitti nimenomaan näin.

Karjalassa männyllä on suuri arvo. Se on symbolipuu. Tunnetuin mänty sijaitsee Kalevalassa. Tarinan mukaan Elias Lönnrot kirjoitti sen juurella karjalaisia runonlaulajia.

Lönnrotin mänty Kalevalassa.KUVA: TATJANA BERDAŠEVA, 2015



©Karjalan Sanomat/ Keskiviikkona 14. 09. 2016
===========================================

«Сосна греет, сосна питает, сосна и веселит».

Для карела лес, что дом родной. Даже к каждому дереву особое отношение имелось. Мы поговорим про карельские сосны. Гавриила Романович Державин, первый губернатор Олонецкой губернии, так писал в Поденной записке: «Сосна [карела] греет, сосна питает, сосна и веселит».

Как «сосна греет» карела? Конечно, в первую очередь здесь речь идет о родном доме, обязательно сложенного из дерева. Для строительства хороший хозяин присматривал деревья штучно, тщательно выбирая ствол, поэтому и рубка была точечной, обширные участки леса для строительства не вырубались. В доме практически все было сделано из дерева: столы, лавки, полки-воронцы, кухонная утварь…
А еще древесину использовали и для отопления дома. Заготавливать дрова отправлялись тогда, когда дерево еще «спит» и еще не полно соков: конец зимы или поздняя осень – благоприятное время года для этого. Дрова должны быть обязательно сухими, от отсыревшей древесины жара не будет.

А как «сосна питает»? Что питательного можно извлечь из этого дерева? У Державина читаем подробное описание рецепта приготовления хлеба с добавлением суррогатов: «Лопляне (так поэт называл карелов) убогие едят хлеб, деланный из сосновой коры или из соломы, и питающиеся оным пухнут и кажутся дородными, в самом же деле слабосильные. Хлеб из сосновой коры следующим образом приготовляется: по снятии коры очищают оной поверхность, сушат на воздухе, жарят в печи, толкут и прибавляют муки, замешивают тесто и пекут хлеб». Хлеб получается горьковатым на вкус и для организма не слишком-то полезным, заболевания желудочно-кишечного тракта были немало распространены среди местного населения и лечились тоже «дарами леса»: карелы делали калгановую настойку, пили отвар из чаги или ромашки, использовали сушеные ягоды черники или черемухи. Лечение порой сопровождалось различными ритуалами и заговорами, особенно если это касалось детей.

Как сосна «веселила» карела? Здесь намек на изготовление древнейшего традиционного музыкального инструмента – кантеле. Как писал сам Державин: «Некоторые...забавляются игрою на гуслях пятиструнных». Однако в Карелии встречаются кантеле с большим количеством струн. Не всегда кантеле делали именно из сосны, но у Державина так.

Сосна в Карелии в почете. Это дерево-символ, дерево-знак. А самая знаменитая реликтовая сосна находится в поселке Калевала. По легенде, под этой сосной Элиас Лённрот записывал руны, послужившие основой для великой поэмы Севера «Калевалы».




Сосна Элиаса Леннрота в Калевале. TATJANA BERDAŠEVA, 2015

Vartioikaa kalliopiirrokset!/Сохраните петроглифы! (FIN|RUS)

Kun Muinaisessa Egyptissä rakennettiin pyramideja, Karjalassa harrastettiin kalliotaidetta. Äänisen kalliot kertovat siitä. Pitää vain oppia lukemaan näitä mystisiä merkkejä. Pilvipoudalla kivinen kirja on kiinni, kalliopiirrokset ovat melkein näkymättömiä, mutta auringon nousu- tai laskuhetkellä ne muuttuvat eläviksi. Minunkin onnistui käymään kerran Äänisen itärannikolla Besov Nosin kylässä.



Sieltä on löydetty Äänisen kalliopiirroksien mahtavin ihmishahmo: suurikokoinen kaksimetrinen emäntä. Munkit ovat kuitenkin kutsuneet sitä piruksi ja ovat hakanneet muinaisen ihmishahmon päälle ortodoksisen ristin. Tästä piirroksestakin johtuu paikan nimi, joka voidaan suomentaa Pirunniemeksi.



Kuvakentässä on luonnollisesti runsaasti joutsenia ja hirviä. Arvellaan, että ne olivat kylmän ja lämpimän vuodenajan symboleina. Joutsenet tuovat kevättä pohjoisille alueille ja hirvet elävät täällä ympäri vuoden ja talvella niitä metsästetään.









On olemassa myös eroottinen piirros, jossa mies ja nainen ovat siittämishetkellä. Piirroksella on romanttinen nimi: Aatami ja Eeva. Kun löysin sen, aurinko laski jo ja muinaisajan kuvat tulivat näkymättömiksi.



Muinaiset kalliopiirrokset ei ole valitettavasti vartioitu. Turistit vahingoittavat paikan ympäristöä ja jättävät aina paljon roskaa (silmien edessä on kuva vessapaperilla koristetuista pensaista). Turistit polttavat nuotioita muinaisihmisten asuinsijoilla. Jotkut maalaavat kallioille nimiään tai hakkaavat kuviaan kallioon nimenomaan muinaisten kuvien päälle. He eivät ajattele kuitenkaan sitä, että näin he rikkovat sopusoinnun ja tuhoavat muinaisihmisten kivitaidetta. Jo pitkään on puhuttu kalliopiirroksien säilyttämisestä, muttei ole mitään toimintaa.




Vuonna 1934 Leningradista kotoisin olleet tiedemiehet ehdottivat, että olisi mukavampi, jos kalliopiirrokset olisivat esitteillä Eremitaašissa eivätkä Karjalassa. Miten saataisiin lähtemään muinainen kuvakenttä? Kalliota räjäytettiin! Jotkut muinaiskuvat tuhottiin silloin, esimerkiksi lapsen synnytyksen kuva. Tätä kuvaa ei ole enää missään muualla. Besov Nosin Niemi Peri III:n kalliolla näkee nytkin räjäytyksen jälkiä. Suuri kivilaatta vietiin Eremitaašiin, jossa se sai Maailman katto-nimen. Karjalan kotiseutumuseo sai myös pienen kivilaatan. Vuonna 2009 kotiseutumuseo sai taas kokoelmaansa kaksi kivimöhkälettä, joissa on muinaisia kalliopiirroksia. Kaikki kolme kivilaattaa voit nyt nähdä ja koskettaa Karjalan kansallisessa museossa.





KUVAT:T.BERDASHEVA. 2010, 2015.
(c) Karjalan Sanomat Keskiviikkona /31. 08. 2016/
----------------------------------------

Когда в Древнем Египте строили пирамиды, в Карелии занимались искусством. Скалы Онежского озёра красноречиво поведают вам об этом. Только нужно научиться читать эти таинственные знаки. Иначе будете потом сетовать, что не увидели, прошли мимо, не заметили.



В пасмурную погоду книга каменной летописи закрыта - изображения практически неразличимы на глади скал, а вот в закатный или рассветный час картинки оживают. В это время мне удалось побывать на Онежском озере, в местечке Бесов Нос.



Здесь можно увидеть самое могущественное изображение петроглифов (наскальных выбивок) Онежского озёра - огромную двухметровую Хозяйку. Правда, монахи прозвали ее Бесом и "запечатали" православным крестом. Отсюда и название местечка - Бесов Нос.
На скалах встречается множество изображений лосей и лебедей. Полагают, что это символы холодного и теплого времени года. Лебеди появляются только в тёплое время года, "приносят весну" в северные края, сохатый же обитает здесь круглый год, а зимой охотится на него самое время!









Среди первобытной живописи встречаются и эротические картины. Мужчина и женщина изображены во время зачатия. Картинка носит романтическое название - Адам и Ева. Когда очередь дошла до них, солнце уже село и первобытное кино закончилось, но современная техника спасла положение: щелкнув затвором фотоаппарата в темноту, я получила очень даже хороший снимок! Делюсь!



Сохранение наскальных рисунков Онежского озера
Древняя наскальная живопись, к сожалению, никак не охраняется. "Дикие" туристы нарушают экологию места, оставляя за собой горы мусора (до сих пор перед глазами стоит картинка с кустами густо "украшенными" туалетной бумагой), жгут костры на древних стоянках людей, о которых современные путешественники даже не задумываются. Некоторые стремятся оставить более глубокий след - рисуют на древних скалах краской "Здесь был ***" или делают выбивки, не стесняясь нарушить гармонию или испортить наскальную живопись древних людей. О сохранности скал с петроглифами говорят давно, но пока решение не найдено.



Петроглифы взорвали!
История этого места хранит память о варварской деятельности человека. В 1934 году ленинградские ученые решили, что было бы очень здорово иметь петроглифы где-нибудь в Эрмитаже, а не ездить в Карелию в экспедиции. Вот просто зашел в музейный зал и изучай себе. Как извлечь фрагмент скалы с наскальной живописью, одной из самых древних на планете Земля? Ну, не ювелирничать же! Скалу взяли и просто взорвали! При таком "извлечении" были утрачены некоторые древние картины, например сцена деторождения, которая больше не встречается. На скалах Бесова Носа (Пери Нос–3) сохранились следы от взрывов. Фрагмент отколовшейся скалы увезли в Эрмитаж и назвали "Крышей мира", а Краеведческому музею в Петрозаводске достался небольшой "кусок пирога".





В Национальном музее Карелии в 2009 году появились еще 2 фрагмента с онежскими петроглифами, отколовшиеся из-за ледохода или по другой причине, не зависящей от деятельности человека. Сейчас все 3 фрагмента можно увидеть и потрогать в зале "Каменная летопись".

Фото:T.BERDASHEVA. 2010, 2015.