Скромная судьба великой Ларин Параске/Tunnetun Larin Parasken vaatimaton elämä (RUS|FIN)

Ижорская сказительница Ларин Параске одна их самых известных женщин – исполнительниц рун. Памятник Ларин установлен в сердце Финляндии, в Хельсинки, но родилась и выросла сказительница в Ингерманландии.

Родилась Прасковья Никитична Никитина 27 декабря 1832 (по новому стилю 8 января 1833 года) в деревне Мякиенкюля, приход Лемпаала в семье крепостных крестьян. С детских лет будущая сказительница слышала руны, народные песни, предания, загадки. Многое она запомнила и знала сама до конца своих дней. Свыше 32.000 поэтических строк запишут от сказительницы собиратели фольклора, 1750 пословиц и 336 загадок.

Судьба словно проверяла ее на прочность. Юной 15-летней девушкой осталась Прасковья сиротой, а в 20 лет вышла замуж за крестьянина на финской стороне. Финляндия на тот момент входила в состав Российской Империи, однако жила по своим законам. В деревне Васкела, куда после свадьбы уехала Прасковья, как и во всей Финляндии, не знали крепостного права. И будущему мужу Прасковьи Гавриле Степанову пришлось уплатить за невесту 24 рубля помещику.

Дом в Васкела, куда переехала Прасковья, по финским традициям имел свое название «Ларин тупа» - «Дом Лари», отсюда и появляется псевдоним сказительницы Ларин Параске, что значит Прасковья из дома Лари. Это имя известно всем ценителям рунопевческой традиции и фольклора Карелии, Ингерманландии, Финляндии.

Сильная нужда заставила сказительницу саму прийти к собирателям фольклора. Сначала от нее записывал Борениус, потом пастор А.Нювиус. Популярность пришла в 1890-х гг., когда Ларин Параске пригласили исполнять руны в Хельсинки. Не раз сказительница встречалась с великими деятелями искусств в Финляндии. Например, известна встреча сказительницы с великим финским композитором Яном Сибелиусом в Порвоо. Композитор всегда интересовался народной темой и фольклорным наследием. Встреча произошла в разгар работы композитора над симфонической поэмой «Куллерово». Живое исполнение в народной манере рун Ларин Параске не только вдохновило музыканта, но и повлияло на формирование авторского стиля в целом.

Трудную судьбу прожила Ларин Параске. Знания народного творчества не сделали ее ни богатой, ни счастливой. Умерла сказительница в своем домишке от тяжелой простуды 3 января 1904. Памятник скульптора Алпо Сайло был установлен в честь сказительницы в Хельсинки в 1950 году. Чтобы помнили…



Ларин Параске. Художник Альберт Эдельфельт, 1893


===========================================================

Tunnetun Larin Parasken vaatimaton elämä

Inkeriläinen runonlaulaja Larin Paraske on tunnetuimpia naispuolisia runonlaulajia. Vaikka Parasken patsas sijaitsee Suomen sydämessä Helsingissä, kuuluisa runonlaulaja syntyi Inkerinmaalla. Nikitina Paraskeva syntyi 8. tammikuuta 1833 (Juliaaninen kalenteri: 27. joulukuuta 1832) Lempaalan pitäjän Mäkienkylässä talonpoikaisperheessä. Pienenä tyttönä tuleva runonlaulaja kuuli runoja, kansanlauluja, loitsuja ja arvoituksia. Hän painoi monia muistiinsa. Larin Paraskelta muistiin merkittiin yli 32 000 säettä kalevalamittaista runoutta, 1 750 sananlaskua ja 336 arvoitusta.

Paraskella oli kova kohtalo. 15-vuotiaana hän tuli orvoksi. 20-vuotiaana hän meni naimisiin talonpojan kanssa Suomen puolelle. Gavril Stepanov oli kotoisin Parasken äidin kotikylästä Vaskelasta. Silloin Suomi kuului Venäjän keisarikuntaan, mutta maassa oli omia lakejaan. Vaskelassa kuin koko Suomessakaan ei ollut maaorjuutta. Stepanov maksoi tilanomistajalle morsiamestaan 24 ruplaa.

Suomalaisten perinteiden mukaan Parasken miehen kotitalon nimi oli Larin tupa. Parasken muutettua Vaskelaan häntä alettiin kutsua Larin Paraskeksi. Tämä nimi on tunnettu kaikille Karjalan, Inkerinmaan ja Suomen kansanrunoudesta ja runonlauluperinteestä kiinnostuneille.

Köyhyys pakotti runonlaulajan menemään kansanrunouden kerääjien luo. Ensin kerääjä Axel August Borenius kirjoitti jonkin verran runoja muistiin Paraskelta, sitten apulaispappi Adolf Alarik Neovius. Suosio tuli 1890-luvulla, kun Larin Paraske esitti runoja Helsingissä. Runonlaulaja tapasi monesti kuuluisia taiteilijoita. Esimerkiksi Jean Sibelius kävi häntä tapaamassa Porvoossa ja kuunteli hänen itkuvirsiään. Säveltäjä kiinnostui kansanrunoudesta. Silloin Sibelius valmisteli Kullervo-sinfoniaansa ja Parasken runo Kullervosta innoitti säveltäjää ja vaikutti yleensä hänen tyyliinsä.

Larin Paraskella oli vaikea elämä. Kansanrunous ja kansatietous eivät tehneet hänestä rikasta eivätkä onnellista. Suuri runonlaulaja kuoli kotitalossaan vaikeaan flunssaan tammikuun kolmantena päivänä 1904.



Larin Paraske. Taidemaalari Albert Edelfelt,1893.

Kuvanveistäjä Alpo Sailo teki Larin Paraske-veistoksen, joka pystytettiin Helsinkiin vuonna 1949. Jalustassa on teksti: "Suomalaiselle talonpoikaisnaiselle kansanrunon ja kansatietouden taitajalle ja tallettajalle."

Karjalan Sanomat /Keskiviikko 11. 01. 2017/Numero 01 (16267) 97. vuosikerta

Этноансамбль «Kajahuš»/Illanistujaiset tärkeänä tutustumiskohteena (RUS|FIN)

Этноансамбль «Kajahuš»

Сейчас молодежь знакомится в сети, а раньше надо было собраться, принарядиться и топать снимать "фатеру". Парни за съем избы платили деньгами, а девки пирогами. В Петрозаводске этноансамбль «Kajahuš» наглядно показал досюльную вечеринку. Молодежные посиделки раньше назывались бесёдами, где играли, общались, веселились, да парочку себе присматривали.


Ансамбль «Kajahuš». 2016

Молодёжный фольклорно-этнографический ансамбль «Kajahuš», организовавшийся совсем недавно, изучил и представил зрителям северо-карельскую бесёду середины XIX века. Бесёда северных карелов еще никогда не была объектом такого детального изучения и реконструкции. «Более 60 часов ушло только на написание сценария», - рассказывает о проделанной работе Яна Лорви. Вместе с Сантрой Соловьевой Яна создала ансамбль месяца 2 назад, но к этому девушки пришли не сразу.

В прошлом году они написали проект для Летнего Университета музея Кижи. По проекту было сделано немало: расшифровали записи из фонограммархива консерватории, записанные в Вокнаволоке, провели турнир по игре кююккя, выступили с концертом в деревне Ямка. Параллельно занимались в различных фольклорно-этнографических ансамблях: Oma pajo, Toive, Фольклорно-этнографическом ансамбле музея-заповедника Кижи, Академическом хоре ПетрГУ и других. Позже возникло желание делать что-то свое – так появился молодежный этноансамбль «Kajahuš». Организаторы говорят, что хотели бы заниматься чистой реконструкцией, воссоздавая историю прошлого, собирая знания по крупицам.


И.К.Инха, 1894г: "Игры начинаются с игры "Käsikisa", которая всегда непродолжительна и приглашают на нее девушки. Пары встают в длинный ряд, девушка и парень всегда друг напротив друга. По очереди парень потягивает то одну, то другую руку девушки, и вверх, и вниз, пожимая. Других манипуляций нет в этой простой игре, и это не длится долго; это игра предваряющая следующие игры".


Сейчас в ансамбле уже около 12 человек. Наметился основной состав, но есть и те, кто приходит и пробует свои силы, а потом пропадает. Появилась возможность проводить постоянные репетиции в Финно-угорской школе им. Элиаса Лённрота. Ансамбль поддерживает Союз карельского народа. А первое выступление прошло в Центре национальных культур. Как и в любом деле все держится на энтузиастах, и Слава Богу Вселенная помогает претворить благие намерения в жизнь.


Игра "Käsikisa", реконструкция ансамбля «Kajahuš». Фото Натальи Денисовой. 2016 г.

Участники ансамбля тоже подобрались вовсе неслучайные. Почти все студенты или выпускники кафедры Прибалтийско-финской филологии и культуры. И, пожалуй, о каждом можно было бы написать отдельную статью.


Девушки из ансамбля «Kajahuš». Катя Островская и Таня Макарова. Фото Якова Симанова. 2016

После пилотного выступления появились и первые предложения участвовать на разных площадках республики. Например, в феврале ансамбль уже ждут в городе Сортавала. А летом хорошо бы показать публике северо-карельскую беседу там, где когда-то она и жила, в деревне. И Вокнаволок для этого был бы самой волшебной декорацией.




-----------------------------------------------------------------

Illanistujaiset tärkeänä tutustumiskohteena

Nyt nuoret tutustuvat toisiinsa verkossa, mutta vanhoina aikoina nuorten piti kokoontua, kaunistautua ja mennä vuokraamaan tupa. Pojat maksoivat pirtin vuokrasta
rahaa ja tytöt tekivät piirakoita. Petroskoissa toimiva Kajahuš-folkiyhtye esitti hiljattain, miltä sellaiset illanistujaiset näyttivät. Istujaisissa nuoret tutustuivat toisiinsa, leikkivät, keskustelivat, huvittelivat ja valitsivat parinsa.

Ансамбль «Kajahuš». 2016

Nuori Kajahuš-yhtye tutki ja näytti sitten katsojille 1900-luvun vienankarjalaisia illatsuja. Koskaan aiemmin illatsuja ei ollut tutkittu niin tarkasti, eikä niitä rekonstruoitu. Jana Lorvi kertoi, että illanistujaisten ohjelman valmistamiseen meni yli 60 tuntia. Jana Lorvi ja Santra Solovjova perustivat yhtyeen kaksi kuukautta sitten.

Viime vuonna opiskelijat laativat hankkeen, jossa he pyrkivät edistämään Kižimuseon kesäyliopistoa. Hankkeessa tehtiin paljon: tytöt litteroivat konservatorion äänitearkiston Vuokkiniemessä tehtyjä äänitteitä, järjestivät kyykkäkilpailut ja pitivät konsertin Karhumäen piirin Jamkan kylässä.

Opiskelijat ovat käyneet myös säännöllisesti Oma pajo-kuoron, Toive-kansanmusiikkiyhtyeen, Kiži -museon yhtyeen ja Petroskoin valtionyliopiston Kuolan haaraosaston akateemisen kuoron harjoituksissa. Sitten heidän teki mieli perustaa oma yhtye. Näin on syntynyt Kajahuš-yhtye. Järjestäjät selittävät, että he haluaisivat kiinnittää erityistä huomiota rekonstruktioon. ”Rekonstruoimme mennyttä historiaa kokoamalla historian murusia.”

2.jpg
I.K.Inha, 1894: "Kisat tavallisesti alkavat ”Käsikisalla”, joka on aivan lyhyt ja johon tytöt kutsuvat. Parit asettuvat pitkään riviin, tyttö ja poika aina vastakkain. Vuorotellen tarttuu sitten poika tytön toiseen ja toiseen käteen, nostellen sitä sievästi pari kertaa ylös ja alas ikään kuin tunnustellen, paljon se painaa. Muita temppuja ei ole tässä yksinkertaisessa kisassa, mutta se ei kestäkään kauaa; onhan vain jonkinlaisena johdantona toisiin kisoihin".

Parhaillaan yhtyeessä on 12 ihmistä. On jo vakituisia laulajia, mutta on sellaisiakin, jotka kokeilevat voimiaan laulajina ja lähtevät yhtyeestä pois. On mahdollista käydä harjoittelemassa Petroskoin suomalais-ugrilaisen koulun tiloissa. Karjalan Rahvahan liitto tukee yhtyettä. Ensimmäisen esityksensä se teki Karjalan kansalliskulttuurien keskuksessa. Joka tapauksessa kaikki perustuu innostukseen ja Luojan kiitos, että maailmankaikkeus auttaa sellaisia ihmisiä löytämään tekijöitä, jotka muuttavat hyvät aikomukset teoiksi.

1.jpg
"Kajahuš". Käsikisa. KUVA: NATALJA DENISOVA. 2016.

Yhtyeen jäsenet eivät ole satunnaisia ihmisiä. Melkein kaikki ovat valmistuneet Petroskoin valtionyliopiston Itämerensuomalaisten kielten ja kulttuurin tiedekunnasta. Ja ehkä jokaisesta jäsenestä voisi kirjoittaa kokonaisen jutun.


E. Ostrovskaya ja T. Makarova.«Kajahuš». KUVA: Jakov Simanov. 2016

Ensimmäisen esityksen jälkeen yhtye on saanut kutsuja Karjalan tasavallan erilaisiin tapahtumiin. Esimerkiksi helmikuussa yhtye esiintyy Sortavalassa. Olisi hyvä näyttää kesällä vienankarjalaisia illanistujaisia siinä, missä niitä perinteisesti pidettiinkin. Kylässä. Vuokkiniemi sopisi siihen erinomaisesti.




(с) Karjalan Sanomat/ Keskiviikkona 28. 12. 2016/ Numero 50 (16266)

Карелия: снег да лыжи/Karjala: lumi ja sukset (RUS|FIN)

Карелия: снег да лыжи

Ждете лета, чтобы приехать в Карелию? Ждать долго. Наша зима длится не по календарю – по полгода. Приезжайте зимой! В этом году снегу навалило много и морозы стоят небольшие и приятные. Должен же быть зимой морозец! Иначе и снег - в кашу и настроение - насмарку. Зима должна соответствовать. «Нет плохой погоды, есть плохая одежда», -гласит народная мудрость. Холод преодолим, а снег – это ресурс, который нужно умело использовать. Поэтому лыжи – это наше все. И в туристическом сегодня и в недавнем прошлом.

В начале 20 века по Карелии не раз проходили лыжные походы. В первую очередь, конечно, военные. Когда дорог нет, то зимой перемещение возможно только на лыжах. За день лыжники проходили до 90 километров, по неподготовленной лыжне с тяжелыми рюкзаками за плечами: провизия, одежда, аптечка.


Лыжный поход по "Лыжне Антикайнена". февраль 1978 г.

В советское время, старшее поколение наверняка до сих пор помнит, маршрут «Лыжня Антикайнена» ежегодно осваивали десятки спортсменов и энтузиастов. Удивительно, что до сих пор такие рейды проходят. Правда, пользуются куда меньшей популярностью: герои революции уже не являются стимулом к личным подвигам.
Были в Карелии и лыжные культпоходы.

14 февраля 1936 года молодые актеры Национального театра Карелии отправились на гастроли. Ничего необычного в гастролях нет, но... отправились они из Петрозаводска на лыжах, реквизит за спиной в рюкзаках. По воспоминаниям актера Суло Туорила в походе спортсменов не было, только актеры: молодые юноши и девушки. На лыжах они ехали буквально до изнеможения и обморожения. В северных деревнях встречали их как истинных героев. Такими они и были.

Факты:
16 лет было самому младшему из актеров,
36 дней занял рейд,
1200 километров было пройдено по Карелии,
стояли 30 градусные морозы,
43 спектакля и концерта было сыграно в пути.

В Петрозаводске жители города следили за походом: на пл.Кирова была поставлена огромная доска с картой и на ней ежедневно отмечали маршрут лыжников. Завершилось всё как в сказке - свадьбой: актеры Тойво Ланкинен и Дарья Карпова поженились.


Перед поездкой на гастроли по районам Карелии (крайняя справа) Д. Карпова
(фото взято здесь: http://www.gov.karelia.ru/Karelia/851/img/12.html)

Сейчас в Карелии продумано множество интереснейших маршрутов для лыжников. Снег, наконец, стал востребованным ресурсом в туриндустрии. В Калевале, например, туристическая компания ВелТ предлагает прогулки по заснеженному Куйтто на лыжах с хаски. Полную экипировку, лыжи и собачку выдадут.


Северная Карелия. Калевала. Озеро Куйто. Фото: http://kalevala-welt.ru/

У петрозаводчан свои маршруты – до Фонтанов. Километраж трассы приличный – 11.5 км., но даже карельская малышня проходит этот путь на лыжах. Не верите? Проверьте!

=======================================================

Karjala: lumi ja sukset

Odotatteko kesää tullaksenne Karjalaan? Kesää on odotettava vielä kuukausia.
Talvi Karjalassa kestää puoli vuotta. Tulkaa meille talvella! Tänä vuonna talvi on todella luminen, mutta pakkanen ei ole kova. Talvella pitää olla kuitenkin pakkasia! Muuten lumi tulee nuoskaksi eikä suojasää tuo hyvää mieltä. Kansanviisaus sanoo, ettei ole huonoa säätä, vaan vaate ei kestä tätä ilmaa. Kylmässä säässä pärjätään tietysti, mutta luntakin on osattava käyttää. Talvella sukset ovat aina olleet tärkeät.

1900-luvun alussa Karjalassa järjestettiin useita hiihtomatkoja, myös sotaretkiä. Talvella teitä ei ollut, mutta suksilla tietysti pärjättiin. Hiihtäjät joutuivat hiihtämään päivässä jopa 90 kilometriä paksussa lumessa painava reppu selässään. Repussa oli evästä, vaatteita ja ensiapulaukku. Vanhempi sukupolvi muistaa varmasti, että neuvostoaikana järjestettiin Antikaisen laduksi sanottuja hiihtomatkoja, joihin osallistui perinteisesti kymmeniä urheilijoita ja hiihdon harrastajia. Sellaisia matkoja järjestetään myös nykyään, mutta niiden suosio on aikojen myötä laskenut. Vallankumouksen sankarit eivät enää innoita monia henkilökohtaisiin urotekoihin. Karjalassa tehtiin suksilla myös kulttuurimatkoja.

14. helmikuuta 1936 Petroskoin Suomalaisen teatterin nuoret näyttelijät lähtivät keikalle. Itse keikassa ei ollut mitään erikoista, mutta… Petroskoista näyttelijät lähtivät matkalle suksilla näyttämötarvikkeet mukana repuissaan. Näyttelijä Sulo Tuorilan muistelmien mukaan kahdeksan nuorta näyttelijää lähti retkelle, urheilijoita ei heidän joukossaan ollut.

Nuorin näyttelijä oli 16-vuotias. Näyttelijät kulkivat yli 1 200 kilometriä ympäri Karjalaa ja sen aikana he esiintyivät useilla syrjäisillä paikkakunnilla. 36 päivän aikana näyttelijät esittivät yhteensä 43 esitystä. Matkan aikana he palelivat ja uupuivat. Ulkona oli 30 astetta pakkasta. Vienan Karjalan kylissä heidät otettiin vastaan oikeina sankareina. Sellaisina he kyllä olivat. Petroskoilaiset seurasivat näyttelijöiden retkeä. Kirovinaukiolle asennettiin suuri taulu, johon joka päivä merkittiin hiihtäjien kulkua. Loppu oli kuin sadussa: näyttelijät Toivo Lankinen ja Darja Karpova menivät naimisiin.

Karjalassa on nyt paljon kiinnostavia hiihtoreittiä. Esimerkiksi Kalevalan Kuittijärvellä järjestetään hiihtomatkoja hyskykoirien kanssa. Kaikki tarvittavat vaatteet, sukset ja koirat annetaan vuokralle.

Petroskoissa on omia reittejään, esimerkiksi Drevljanka-asuinlähiön metsässä. Hiihtolatu on pitkä, noin 11, 5 kilometriä, mutta jopa leikki-ikäiset hiihtävät Suihkukaivoille asti. Ettekö usko? Tulkaa itse ja kokeilkaa!

Karjalan Sanomat
Keskiviikko 21. 12. 2016 Numero 49
www.karjalansanomat.ru

Деревня, которой нет/Kylä, jota ei enää ole (RUS|FIN)

Старинная карельская деревня Аконлахти, или по-русски Бабья Губа, некогда располагалась на побережье озера Каменного. Прославилась она на весь мир благодаря талантливым рунопевцам да собирателям фольклора, которые здесь побывали. От аконлахтинского торговца-коробейника Тимонена записал песни и заговоры врач из Финляндии Сакари Топелиус-старший. Руны, собранные им, стали указателями пути фольклористам в Беломорскую Карелию.

Создатель «Калевалы» Элиас Леннрот побывал в деревне впервые в 1832 году. Здесь он нашел превосходного рунопевца Соаву Трохкимайнена (Савву Никутьева). По утверждению исследователя «Калевалы» Вяйнё Кауконена эти руны явились безусловной предпосылкой для создания «Калевалы». Всего от Соавы Трохкимайнена было записано 1300 поэтических строк.
В доме рунопевца Лённроту оказали хороший приём. Так об этом пишет сам Леннрот: «В Аконлахти я зашел в дом Трохкимы, где меня, как старого знакомого, встретили радушно. ***На следующее утро я отправился в Юортана, что на финской стороне. Старый хозяин Трохкима пошел проводить меня и по дороге показал родник под названием Култакаллио».


Фото: Памятник Соаве Трохкимайнену в Суомуссалми. Финляндия. Установлен в 1999г. Памятник иллюстрирует руну о Золотой деве, сюжет которой был записан от аконлахтинского рунопевца.

К 1917 году в деревне были школа и церковь. К деревне Аконлахти относились ближайшие хутора, насчитывалось 600 человек. В годы гражданской войны некоторые из местных жителей ушли в Финляндию, многие жизни унесла война.



В 1941 году деревня была оккупирована финнами. На сайте sa-kuva.fi можно найти достаточно много красноречивых фотографий этих лет. После войны многие карелы уехали в Финляндию, опасаясь репрессий.


Akonlahti 1941.09.28


Akonlahti 1941.09.28

В 1950-е годы поселение уничтожили в период ликвидации так называемых бесперспективных деревень. Жителям Аконлахти дали несколько часов на сборы. Пришлось забивать скот, оставлять нажитое. Военные после выселения сожгли дома местных жителей, чтобы не к чему было возвращаться...

В 1970-х годах территория бывшего поселения Аконлахти и основная часть озера Каменного вошли в состав заповедника «Костомукшский». Силами администрации заповедника создан маршрут «По рунопевческим деревням озера Каменное», а также ежегодно проводится летний праздник в День Петра и Павла. На празднике встречаются бывшие жители деревни и их потомки.


Памятный знак на месте деревни Akonlahti.

Если у вас есть желание посетить эти места, то поездку нужно спланировать заранее, так как это приграничная и заповедная территория. Заявки на посещение нужно отправить не позднее, чем за месяц до планируемой даты визита. Сделать это можно прямо на сайте заповедника «Костомукшский» www.kost-zap.ru.



======================================================================================

Kylä, jota ei enää ole

Karjalainen Akonlahti-kylä sijaitsi Kiitesjärven rannalla. Kylällä on ollut suuri merkitys niin Kalevalan kuin karelianisminkin syntyyn. Runokylässä on käynyt useita kansanrunoilijoita ja kansanperinteen kerääjiä. Pohjanmaan piirilääkäri Sakari Topelius äänitti paikallisen laukkukauppiaan Timosen lauluja ja loitsuja. Nämä runot neuvoivat runonkerääjille tien Vienan Karjalaan.

Vuonna 1832 Kalevalan kokoaja Elias Lönnrot kävi ensimmäisenä Akonlahdessa. Kylässä Lönnrot tutustui erinomaiseen runonlaulajaan Soava Trohkimaiseen. Lönnrot sai Trohkimaiselta yhteensä 1300 säettä. Runot sittemmin perusaineistoksi.

Trohkimaisen talossa Lönnrot otettiin lämpimästi vastaan. Runonkerääjä kirjoitti siitä: ”Akonlahdessa menin Trohkimaisen taloon, jossa minut vanhana tuttavana otettiin ystävällisesti vastaan… Seuraavana aamuna lähdin Juortanaan, joka on Suomen puolella. Talon vanha isäntä lähti saattamaan minut ja näytti minulle Kultakallionimisen lähteen.”


Vuonna 1999 pystytetty runonlaulajan Soava Trohkimaisen muistopatsas Suomussalmessa. Muistomerkki kuvaa kultaisesta naisesta kertovaa runoa, jonka Lönnrot sai Trohkimaiselta.

Vuonna 1917 kylässä olivat koulu ja kirkko. Akonlahteen kuului useita tiloja. Kylässä asui noin 600 asukasta.



Vuonna 1941 Akonlahti oli suomalaisten miehittämä. Verkkosivulla sa-kuva.fi on paljon kiinnostavia tuon ajan valokuvia. Sodan loppuvaiheessa monet asukkaat siirtyivät Suomen puolelle.


Akonlahti 1941.09.28


Akonlahti 1941.09.28

1950-luvulla kylä kuului niin sanottujen ”perspektiivittömien” kylien joukkoon. Akonlahden asukkaille annettiin muutama tunti kerätä tavaransa ja hyvästellä kotinsa. Karjaa teurastettiin. Varmimmaksi vakuudeksi sotilaat polttivat kaikki Akonlahden rakennukset maan tasalle, ettei kenelläkään olisi palaamisen mahdollisuutta.

1970-luvulta lähtien entisen Akonlahti-kylän alue ja suurin osa Kiitesjärvestä ovat kuuluneet Kostamuksen luonnonpuistoon. Luonnonpuiston johtokunta on luonut reitin, joka kulkee runokylien kautta Kiitesjärven seudulla. Kesällä pidetään perinteisesti Petrun päivää, johon osallistuu Akonlahden entisiä asukkaita ja heidän jälkeläisiään.


Akonlahden muistomerkki luonnonpuistossa.

Jos haluatte vierailla tällä seudulla, matka kannattaa suunnitella etukäteen, koska kylä sijaitsee rajanvyöhykkeellä ja se on osa luonnonpuistoa. Hakemukset on lähetettävä viimeistään kuukautta ennen lähtöä. Voitte jättää sen Kostamuksen luonnonpuiston verkkosivuille www.kost-zap.ru.

(c)http://www.karjalansanomat.ru/mielipiteet/blogit
Karjalan Sanomat /14. joulukuu/ 2016 Numero 48

Аненербе и Мирон-Аку / Karjalan taikainstituutio: Ahnenerbe ja Miron-Aku (RUS|FIN)

Карельский институт магии: Аненербе и Мирон-Аку

С большим трудом заканчиваю серию публикаций «Карельский институт магии». Может быть вернусь когда-нибудь к этой теме, не зарекаюсь. Но видимо слишком глубоко начала я копать, что вдруг стали происходить всякие мелкие неприятности, будто намеки какие-то. Мой читатель, конечно, скажет, что глупости все это. Может быть, допускаю, что все события – это житейские мелочи помноженные на мою богатую фантазию. Но что-то не наблюдала я за собой такой нелепой вереницы неприятных случайностей: то на встречу приеду вовремя, но на день раньше, то техника начинает подводить в самый ответственный момент, то просыпаешься от чьих-то голосов ночью, а потом никак не можешь заснуть…

Мелочи все, психология, накрутила… Но когда видишь, как в паре метров от твоего ребенка, сталкиваются две машины, а ты чуть поодаль, как сторонний наблюдатель стоишь, то тут уже становится немного не по себе… задумываешься, отчего так? Что за знаки вокруг рассыпаны чьей-то невидимой рукой?

Месяц назад нашла интересную информацию про финскую колдунью. Почти закончила про нее статью, решила сохранить, чтобы перечитать и сделать правки перед отправкой в редакцию. И что вы думаете? Сохранился документ так «замечательно», что когда открываешь, то видишь сплошную «абру-кадабру» из символов и значков. Написать снова текст, который вымучивал несколько часов уже просто сил нет, но надо. Начну заново и по-другому.

Итак, эта история обнаружилась для меня уже более месяца назад, я с вами поделюсь и надеюсь, публикация выйдет. Наверняка все слышали про нацистскую организацию Аненербе, дословно «Немецкое общество по изучению древней германской истории и наследия предков». Организация была создана для изучения традиций и оккультных практик. Действовала она с 1935 по 1945 год в Германии, однако экспедиции организовывались далеко за пределы страны. Например, осуществлялись поездку в Исландию, на Тибет, и, самое для нас интересное, в Финскую Карелию. Карельская экспедиция была третьей в списке и случилась уже на втором году деятельности организации. Не говорит ли это о том, что Карелия была (и остается) интереснейшим местом для мистиков?

Руководил экспедицией Юрьё фон Грёнхаген – фигура более чем занимательная. Юрьё фон Грёнхаген (фин. Yrjö von Grönhagen) родился в Российской Империи в Санкт-Петербурге 3 октября 1911. После окончания школы работал стажёром в финском консульстве в Париже. В августе 1935 года Юрьё фон Грёнхаген оказался в Германии, а с ноября этого же года начал работать в Аненербе. Собеседование с молодым ученым проводил сам Генрих Гимлер, возглавляющий организацию на протяжении почти десятилетия. Статья Грёнхагена о Калевале, опубликованная во Франкфурте, заинтересовала Гиммлера так, что он лично пожелал встретиться с автором.



Юрьё фон Грёнхаген (фин. Yrjö von Grönhagen)

Видимо Грёнхаген был тем надежным человеком для подобного рода организации, что вскоре ему поручено было возглавить экспедицию Аненербе в финскую Карелию для сбора данных по фольклору, а также материалов о местных колдунах и ведьмах. Экспедиция состоялась в июне 1936 года и была успешной: удалось записать на плёнку и сфотографировать рунопевцев и сказителей, также колдунью, о которой я писала выше.



Мирон-Аку была одной из последних финских ведьм, хранительницей древних знаний. Ее ритуалы записывали на пленку для научных исследований во время экспедиции Аненербе, проходившей под руководством Юрьё фон Грёнхагена по приказу Генриха Гиммлера.


Финская ведьма Мирон-Аку слыла на всю округу хранительницей древних знаний. Она была одной из последних финских ведьм и производила те ритуалы, которые также бытовали и в Беломорской Карелии. К примеру, она гадала на сите, определяя с помощью маятника, судьбу человека. Такое гадание неоднократно фиксировалось исследователями в Карелии (например, И.К.Инха в Аконлахти).


Ее соседи утверждали, что она могла предсказывать будущее с помощью маятника.

Мирон-Аку жила в мире, населенном духами-халдиат.


Колдунья на пороге своего дома проводит магический ритуал.

Умела не только гадать но и лечить, а на одном снимке видно, как старая ведьма передает свои знания молодому «ученику».


Мирон-Аку воспроизводит ритуал передачи магической силы ученику.

Грёнхаген еще несколько раз бывал в Финляндии с исследовательской миссией. После войны в 1945 г. был арестован британскими войсками, в 1947 г. освобождён. В следующем году выпустил в Финляндии книгу «Секретное общество Гиммлера» о своём сотрудничестве с нацистами в 1930-е гг. Умер в Хельсинки 17 октября 2003 в возрасте 92 лет. А в январе 2014 в свет вышел документальный фильм Dokumenttielokuva Himmlerin kanteleensoittaja, рассказывающий о жизни и деятельности финского учителя Юрьё фон Грёнхагена. История, основана не только на книге, но и на дневниковых записях исследователя. Интересно было бы увидеть…



Финский учитель Юрьё фон Грёнхаген получил задание найти арийские корни в рунопевческой традиции Карелии. На кадре с Юрьё рунопевец и кантелист Тимо Липится.

---------------------------------------------------------
Karjalan taikainstituutio: Ahnenerbe ja Miron-Aku

Vien nyt loppuun Karjalan taikainstituutio-sarjani. Ehkä palaan vielä joskus aiheeseen, mutta en vanno. Olen ilmeisesti uppoutunut liian paljon taikuuteen, koska erilaiset ikävät tapaukset ovat alkaneet tapahtua kanssani. Lukijani sanoo varmasti, että puhun roskaa. Kyllä, kaikki tapahtumat voivat tietysti olla arkisia tapauksia, joihin vain liittyy rikas mielikuvitukseni. Ikäviä tapauksia on ollut kuitenkin liian paljon. Olen alkanut myöhästyä kaikesta ja tekniset vempaimet ovat alkaneet yhtäkkiä pettää. Heräsin joskus unesta siihen, että kuulin jonkun äänen, enkä saanut enää unta… Kerran kaksi autoa ajoi kolarin kahden metrin päässä lapsestani. Seisoin sivulla ja seurasin tapahtuvaa sivustakatsojana. Aloin miettiä, miksi näin? Ovatko ne merkkejä?

Kuukausi sitten löysin mielenkiintoisen tiedon suomalaisesta tietäjästä. Kirjoitin jutun hänestä melkein loppuun ja tallensin sen tietokoneeseeni. Voitteko kuvitella, mitä on tapahtunut? Asiakirja tallentui tuntemattomassa formaatissa ja kirjainten sijalle tuli outoja koukeroita. En jaksanut kirjoittaa tekstiä uudestaan. Aloitan nyt alusta ja ihan toisella tavalla.

Olette ehkä kuulleet Ahnenerbe-seurasta, joka oli Saksan kansallissosialistisen hallituksen SS-joukkojen alainen organisaatio. Ahnenerbe oli ”aatteellisen muinaishistorian opintoseura”. Seuran tarkoituksena oli tuottaa natsipropagandan mukaista kansatieteellistä tutkimusaineistoa. Ahnenerbe-seura toimi Saksassa vuodesta 1935 vuoteen 1945. Sen edustajat tekivät tutkimusmatkoja Islantiin, Tiibetiin ja Karjalaan. Karjalan tutkimusmatka oli seuran kolmannella sijalla ja se toteutettiin vuonna 1936. Tarkoittaako se, että Karjala on aina ollut kiinnostava paikka mystikoille?

Karjalan tutkimusmatkaa johti Yrjö von Grönhagen. Hän syntyi 3. lokakuuta 1911 Pietarissa. Hän opiskeli Helsingissä ja Pariisissa ja vuonna 1935 muutti Saksaan. Marraskuusta hän alkoi työskennellä Ahnenerbe-seurassa. SS-johtaja Heinrich Himmler kutsui nuoren tutkijan töihin. Grönhagenin artikkeli Kalevala-eepoksesta kiinnosti Himmleriä.



Yrjö von Grönhagen

Vuonna 1936 Grönhagen teki tutkimusmatkan Karjalaan. Tarkoituksena oli kerätä alueen ikivanhaa kansanperinnettä. Paikalliset tietäjät pääsivät tietysti seuran erityissuosioon. Matkan aikana valokuvattiin ja äänitettiin runonlaulajien esityksiä. Retkikunnan viimeisenä haastateltavana oli tietäjä ja ennustaja Miron-Aku, jonka olen kerran jo maininnut.

Miron-Aku oli kuuluisa selvänäkijä. Hän oli viimeisiä suomalaisia tietäjiä. Hänen tekemänsä rituaalit olivat myös tunnettuja Vienan Karjalassa. Miron-Aku ennusti sihdistä ja voi ennustaa ihmisen kohtalon heilurin avulla. Miron-Aku eli maailmassa, jossa oli paljon haltijoita. Ennustamisen lisäksi hän osasi myös parannuskeinoja.





Vuonna 1945 Grönhagen pidätettiin ja vuonna 1947 hänet vapautettiin. Sodan jälkeen Grönhagen julkaisi Suomessa Himmlerin salaseura -kirjan, jossa hän kuvasi 1930-luvulla tekemäänsä tieteellistä yhteistyötä saksalaisten kanssa. 17. lokakuuta 2003 Grönhagen kuoli Helsingissä 92-vuotiaana.

Tammikuussa 2014 Helsingissä sai ensi-iltansa dokumenttielokuva Himmlerin kanteleensoittaja. Elokuva kertoo suomalaisen tutkijan Yrjö von Grönhagenin elämästä ja toiminnasta. Filmin tietolähteinä käytettiin Grönhagenin päiväkirjoja ja Himmlerin salaseura -teosta. Mielenkiintoista olisi katsoa elokuva.



Suomalaisopiskelija Yrjö von Grönhagen (oik.) sai Himmleriltä tehtävän
etsiä arjalaisuuden juuria Karjalan runonlauluperinteestä. Kuvassa myös
runonlaulaja ja kanteleensoittaja Timo Lipitsä.

Karjalan Sanomat / 30. 11. 2016

Карельский институт магии: Патьвашка/ Karjalan taikainstituutio: Patvaska (RUS|FIN)

Карельский институт магии: Патьвашка

Галерея портретов карельских колдунов была бы не полной без патьвашки. Патьвашка в былые дни был чуть ли не главным на деревенской свадьбе и это не случайно. Карелы говорили: Miehellä männä da naija, kuin toiz’ičči šyndyö / Замуж выходить да жениться, что заново родиться (Карельская пословица). То есть, новобачные переставали существовать в своем прежнем статусе и перерождались в новом. Девушка и вовсе покидала свой родной дом, переходила в новую семью. Как полагали суеверные карелы, что именно в этот период личная защита у молодых ослаблена, и если не магическое покровительство сильного колдуна – патьвашки, то пару обязательно сглазят, наведут порчу.


Фото: «Патьвашка» – сват-колдун. Карельская Автономная ССР, Ухтинский р-н., д. Каменное озеро. 1927-1928 гг. Карелы. Фото: Л.Л. Капица

Начиная со сватовства патьвашка сопровождал все обряды, касающиеся жениха, а во время самой свадьбы уже и невеста была объектом для магических действий деревенского колдуна. Патьвашка знал всё, что касалось различных свадебных ритуалов, ведь свадебный обряд длился до 3 недель и сопровождался традиционными действиями магического характера, например: заговорами и действиями-оберегами.


Фото: Патьвашка совершает обряд защиты молодых от порчи. Беломорская Карелия, 1894. Фото: И.К.Инха

В арсенале Патьвашки были и различного рода магические предметы. Обязательным атрибутом была ритуальная палка - посох: ольховая палка с наростами "паккулами", кольцами для оберегов и, иногда, личинами. Сам посох носил название "козичендашаува", "козиндашаува" и просто "шаува" (буквально - сватальный посох и просто посох). Русское население называло подобные посохи "палка с паккулами". Считалось, что в посохе заключается вся сила колдуна. Если колдун терял посох, то терял и свою магическую силу. С помощью магического посоха или топора колдун, чертил на земле круги-обереги вокруг молодых.


Фото: Ритуальный посох паданского колдуна. ХIX в. Из собрания Национального музея Карелии. kgkm.karelia.ru

Даже после Революции, пока традиции хорошо помнили , колдунов обязательно звали на свадьбу. Молодежь могла уже не верить в магию, но тут уж «как бы чего не вышло». В начале 1920-х гг. в одной из святозерских деревень женился бывший "комиссар" без венчания и свадьбы. Из соседней деревни заглянул на "комиссарскую красную свадьбу" известный в округе колдун. Жених запретил родне угощать колдуна, тот постоял и ушел. Но утром узнали, что баню для молодоженов топить не надо. То же – на второе утро, и на третье ... Пришлось комиссару смириться и поехать лечиться к колдуну от мужского бессилия. Колдун парил “больного” в бане, поил заговоренной водой, и комиссар вернулся к жене здоровым*. Вера в силу колдуна сыграла с женихом злую шутку.

Сейчас хранителя свадеб – патьвашку уже никто на свадьбы не зовет. Да и остались ли такие?..

* случай описан в статье «О карельской народной медицине: рациональное и "иррациональное" в традиционном врачевании». Никольская Р. Ф., Сурхаско Ю. Ю. 1994 г.

=============================

Karjalan taikainstituutio: patvaska

Karjalaisten noitien galleriassa patvaskalla oli merkittävä rooli. Patvaska oli Karjalassa häämenojen tärkeimpiä hahmoja. Karjalaiset sanoivat: ”Miehellä männä da naija, kuin toiz’ičči šyndyö”, mikä tarkoittaa, että kun mies ja nainen menevät naimisiin, he niin kuin syntyvät uudelleen. Vastanainut pari lakkasi olemasta entisinä ihmisinä ja muuttui uusiksi ihmisiksi. Morsian jätti kotinsa ja lähti uuteen perheeseen. Taikauskoisten karjalaisten mukaan morsiamen ja sulhasen henkilökohtainen suojelu oli aika heikko. Ellei voimakas noita eli patvaska auttanut nuortaparia, heitä katsotaan varmasti pahalla silmällä. Patvaskalla oli taikavoimaa häiden ja avioliiton onnistumiseksi.

Kosinnasta alkaen patvaska oli mukana kaikissa häämenoissa. Hääjuhlassa patvaska osoitti maagisen voimansa morsiamelle. Patvaska osasi kaiken, mikä koski häämenoja. Häämenot kestivät joskus kolme viikkoa ja niihin liittyivät perinteiset taikatoimet, muun muassa loitsut.

Patvaskalla oli erilaisia taikaesineitä. Sauva oli hänen välttämätön attribuutti. Sauvaa nimitettiin nimellä ”kozičendašauva”. Sauvaan luultiin sisältyvän patvaskan maagillisen voiman. Hän ei laskenut sauvaa koskaan pois kädestään. Jos noita kadotti sauvan, niin hän menetti maagisen voimansa.


Patvaskan häämeno nuorenparin suojelemiseksi pahalta silmältä. Vienan Karjala,I. K. Inha. 1984.

Jopa Venäjän vuoden 1917 vallankumouksen jälkeen patvaska kutsuttiin välttämättömästi häihin. Nuoret eivät uskoneet paljon taikuuteen, mutta perinteitä noudatettiin. 1920-luvulla Pyhäjärven maalaiskunnan eräässä kylässä entinen komissaari solmi avioliittonsa ilman vihkimistä ja häitä. ”Komissaarin punaisessa juhlassa” kävi naapurikylästä tunnettu noita. Sulhanen kielsi sukulaisia antamasta ruokaa noidalle. Noita lähti pois. Aamulla saatiin selville, ettei ollut tarvetta lämmittää saunaa vasta naimisiin menneille. Myös seuraavalla ja kolmannella aamulla ei tarvinnut. Komissaari nöyrtyi ja lähti noidan luo saamaan hoitoa miehen kyvyttömyyteensä. Noita sauvotti miehen saunassa, juotti taikavettä ja komissaari palasi kotiin terveenä. Tapaus kuvattiin vuonna 1994 julkaistussa karjalaisesta kansanlääkinnästä kertovassa artikkelissa.

Parhaillaan kukaan ei enää kutsu häiden maagista suojelijaa—patvaskaa häihin. Ja onko olemassakaan vielä sellaista?

Karjalan Sanomat /Blogi Karjalasta/ Keskiviikkona 23. 11. 2016

Карельский институт магии: Халтиа/ Karjalan taikainstituutio: haltija—maaginen auttaja (RUS|FIN)

Халтиа – магический помощник.

Карелы верили, что в самом человеке и во всем мире вокруг обитает множество духов – халтиа. Халтиа – общее название для духов леса, поля, земли и воды. Свои халтиа жили и по соседству с человеком в амбаре, риге, бане, мельнице. И духи эти могли быть как женского, так и мужского рода. Стоит вспомнить хотя бы калевальских халтиа: Тапио – хозяин леса и Велламо – водяная дева, русалка.

У каждого человека был свой личный дух – хранитель и помощник, свой халдиа или халтиа. По другому личного халтиа называли «vartija», то есть страж, защитник. Личного духа можно было призвать как помощника. И халтиа помогал человеку в различных жизненных ситуациях. Например, боролся с болезнью или поворачивал эту болезнь на того, кто ее наслал. Существовали ситуации, связанные с рождением, свадьбой, смертью, когда халтиа покидал своего хозяина. Тогда, оберегательную функцию брал на себя человек, связанный с потусторонним миром, то есть колдун, знахарь, патьвашка. У колдунов были более сильные халтиа, чем у простых людей.
Совершая магические обряды колдуны всегда использовали своих духов-помощников. В состоянии измененного сознания, транса, колдуны как бы становились одержимыми своим личным халтиа (по-карельски: "haltioitui") и магические способности человека сильно возрастали.


Чтение заговора, фрагмент из фильма "Häidenvietto Karjalan runomailla"/ Kalevala seura 1921/

В деятельности колдуна халтиа присутствовал неизбежно. Без халтиа магические силы оставляли заклинателя. Тихвинские карелы верили, что свою силу колдун приобретал от духов леса, озера, реки, обменивая свою душу на магический дар и на магических помощников.

Халдиат являлись отдельной от человека сущностью, которую можно призвать, а можно и потерять. Человек может, например, испугавшись, лишиться своего хранителя-халтиа. Кстати, людей подавленных, больных или боязливых называли «не имеющим личного халтиа».

Наличие личного халтиа карелы связывали и с наличием зубов. Одна карелка из Кестеньги, рассказывала, что ее халтиа уже не может ей помогать как прежде, потому что у нее выпали зубы. Заговоры всегда читались четко с большим напором, и зубами поскрипеть тут было совсем не лишним. При чтении заговора для остановки крови, зубами кусали железный предмет, который нанес рану. А как быть заклинателю, если у него нет зубов? С долей юмора карельская знахарка отвечала: «Не надо у соседей занимать». Люди верили, однако, что если зубы у колдуна все выпали, то и магической силы у него больше быть не может, халтиа покидает его.

Подобные понятия о духах встречаются не только в карельских и финских верованиях, но и в саамской, скандинавской и прибалтийской мифологии.

В Калевале термин халтиа встречается редко, но говоря про мёртвого колдуна Випунена используется именно это слово: "Vipunen makaa kuolleena, haltijansa menettӓneenӓ…"
Дословный перевод: "Випунен лежит мертвый, своим халтиа брошенный..."



Vipunen. Художник Erkki Tanttu

-----------------------------------------------------------

Karjalan taikainstituutio: haltija—maaginen auttaja

Karjalaiset uskoivat, että ihmisessä itsessään ja hänen ympärillään on paljon haltijoita. Haltija on yleisnimitys metsän-, pellon-, maanja vedenhaltijoille. Haltijat asuivat ihmisen vieressä navetassa, riihessä, saunassa tai myllyssä. Toiset olivat mies- ja toiset naispuolisia. On muistettava kalevalaiset haltijat: Tapio, metsän kuningas, ja Vellamo, veden emäntä.

Jokaisella ihmisellä oli omat haltijansa tai omat suojelijansa, jotka voidaan kutsua ihmisen auttajiksi. Haltijat toimittivat asioita isäntänsä tai emäntänsä puolesta ja auttoivat heitä eri elämäntilanteissa. Esimerkiksi haltija taisteli tautia vastaan tai lähetti sairauden takaisin ihmiselle, jolta se oli tullut.
Oli syntymää, häitä tai kuolemaa koskevia tilanteita, joissa haltija voi hylätä ihmisen. Silloin tietäjä, parantaja tai patvaska tuli ihmisen varjelijaksi. Tietäjillä oli voimakkaampia haltijoita kuin tavallisilla ihmisillä.

Tietäjät käyttivät aina haltijoitaan taikamenoissa. Transsissa haltijat valtasivat isäntänsä ja tietäjän maaginen voima lisääntyi huomattavasti. Tietäjän toiminnalle haltijan läsnäolo oli välttämätön, sillä ilman haltijaansa hän oli voimaton. Tihvinän karjalaiset uskoivat, että tietäjät ottavat voimansa metsän-, järven- tai joenhaltijoilta vaihtamalla sielunsa maagiseen taitoon ja maagisiin auttajiin. Haltijat olivat ihmisen ulkopuolisena olentona, jonka ihminen voi kutsua tai menettää.

Ihminen voi esimerkiksi pelästyessään tai säikähtäessään menettää haltijansa.
Masentuneen, pelkurin ja sairaan ihmisen sanottiin olevan haltijaton.

Karjalaiset liittivät henkilökohtaisen haltijan läsnäolon ihmisen hampaisiin. Eräs Kiestingistä kotoisin ollut karjalainen parantaja kertoi, ettei hänen haltijansa voinut enää auttaa häntä, koska häneltä kaikki hampaat lähtivät. Loitsut lausuttiin aina kovalla äänellä ja narskutettiin jopa hampaita. Verenvuodon tyrehdyttämiseksi hampailla purtiin rautaesine, joka aiheutti haavan.


Elokuvasta "Häidenvietto Karjalan runomailla"/ Kalevala seura 1921/

Mitä tehdä, jos loitsuja lausuvalla ihmisellä ei ole hampaita? Karjalainen parantaja vastasi hymyillen, ”Älkää lainatko naapureilta”. Ihmiset uskoivat kuitenkin, että jos kaikki hampaat lähtevät tietäjältä, hänellä ei enää ollut maagista voimaakaan.
Vastaavia kertomuksia haltijoista olivat karjalaisten ja suomalaisten uskomuksien lisäksi myös saamelaisilla, skandinaavisilla ja balttilaisilla kansoilla.



Vipunen makaa kuolleena, haltijansa menettäneenä… Kalevala. Viipunen. Taiteilija Erkki Tanttu.

Karjalan Sanomat/ Keskiviikkona 16. 11. 2016

Карельский институт магии: «знающие» пастухи/Karjalan taikainstituutio: ”tietävät” paimenet(RUS|FIN)

Карельский институт магии: «знающие» пастухи.

Магия служила не только знахарям, но и пастухам. Как доверить свою коровенку, от которой фактически зависит жизнь семьи, обычному человеку? С большим опасением и волнением это случалось, но лучше уж доверить скотинку «знающему» пастуху.

«Пастух из Паанаярви» (1892 г.) Художник Akseli Gallen-Kallela

В пастухи шли, как правило, бедные и безземельные люди, одинокие старики, калеки, не годные на другую работу или незаконнорожденные дети. Вспомните раба пастуха Куллерво из Калевалы. Только пастушество и могло прокормить такого.



Куллерво. Н.Кочергин

Нанимая пастуха, как правило, одного на всю деревню, сельчане старались выбрать выносливого, сильного парня, который найдет общий язык с силами природы и справится со всем стадом. По поверьям, необходимо было не просто следить и ухаживать за стадом, но и сопровождать это различного рода обрядами. Но в пастухи шли как правило ущербные и даже умалишенные, «профессия» престижем не пользовалась.

Пастух знающий обязательно совершал обряды-«обереги», то есть защищал скот от несчастий, от злых сил леса, от диких животных. Первый обряд совершался весной, в день первого выпуска стада на пастбище.



Видеофрагмент: пастух выгоняет стадо коров на выпас (из финского фильма Aunuksen аrkeа/Олонецкие будни). 1943 г.



Ритуальный «отпуск» стада заключался в трехкратном обходе стада с пастушескими магическими предметами: с посохом и берестяной трубой, с огнем, водой, железом. Обязательно обход сопровождался заговором. Два первых обхода совершались по солнцу, а третий – в противоположном направлении. Труба в ритуале выполняла функцию сакрального, магического предмета.


Фото: Пастух с трубой и посохом. Из книги М.Пришвина «В краю непуганых птиц», 1907

Пастушеская труба – это не простой музыкальный инструмент. Люди верили, что магическая сила пастуха тесно связана с этим предметом. Изготавливалась берестяная труба всего на один сезон. Пастух никому не давал ее трогать, а чаще всего прятал подальше от чужих глаз – сглазят. По окончании сезона сакральный инструмент сжигали, прятали в дупло или в муравейник. На следующий год пастух снова делал берестяную трубу.

Пастух, не обладающий магическими знаниями, обращался за помощью к колдуну. Знахарь, чаще всего бывший пастух, учил пастуха магическим премудростям: давал переписать или заучить текст заговора или наговаривал на палочки, воск, ремень, рожок пастуха и т.д. делая, таким образом, магическими предметы, которые использовались потом в пастушеской работе. «Знающий» пастух, как и колдун, перед смертью должен был передать свое мастерство, рассказать заговоры ученику, иначе его смерть была мучительной. А поделившись знаниями, колдун-пастух терял магическую силу, передавая ее вместе со знаниями ученику.

=======================================================================================

Karjalan taikainstituutio: ”tietävät” paimenet
Taikaa käyttivät tietäjien lisäksi myös paimenet. Miten uskoa lehmän tavalliselle ihmiselle, kun se on koko perheen elättäjä? Ihmiset uskoivat karjansa mieluimmin ”tietäville” paimenille.

Akseli Gallen-Kallela / PAANAJÄRVEN PAIMENPOIKA.

Paimenen ammatti ei ollut arvostettu. Paimeneksi tulivat tavallisesti köyhät ihmiset, loiset, yksinäiset vanhukset, vammaiset, jotka eivät kelvanneet muuhun työhön, tai aviottomat lapset. Muistelkaa Kullervoa Kalevalasta. Vain paimentaminen voi elättää hänet.



Kullervo. N.Kochergin.

Kylässä oli tavallisesti yksi paimen ja kyläläiset valitsivat tähän toimeen sitkeän ja voimakkaan pojan, joka löytää yhteiskielen luonnonvoimien kanssa ja pystyy suoriutumaan paimenen tehtävistä. Uskomuksien mukaan paimen hoiti ja seurasi laumaa ja teki myös erilaisia maagisia menoja.

”Tietävät” paimenet tekivät välttämättä menoja, jotka suojasivat karjaa niin epäonnelta ja metsän ilkeiltä voimilta kuin pedoilta.



Elokuvasta "Aunuksen аrkeа". 1943 г.

Ensimmäinen meno pidettiin keväällä. Paimen kiersi kolme kertaa lauman ympäri maagiset esineet kädessä ennen ensimmäistä niitylle lähtöä. Paimenella oli mukana sauva ja tuohitorvi. Paimen luki loitsuja. Kaksi ensimmäistä kiertoa paimen teki myötäpäivään ja kolmannen vastapäivään.


Tuohitorvea soittava paimen sauva kädessä.
Kuva on otettu Mihail Prišvinin "Seudulla, jolla linnut eivät pelkää ihmistä" -kirjasta, 1907

Torvi edusti sakraalisen ja maagisen esineen roolia. Paimentorvi ei ollut yksinkertainen musiikkisoitin. Ihmiset uskoivat, että paimenen maaginen voima liittyy kiinteästi tähän esineeseen. Joka vuosi paimen valmisti uuden tuohitorven. Paimen ei antanut koskettaa torvea ja piilotti tavallisesti sen, koska pelkäsi pahaa silmää. Kauden lopussa paimen poltti torven tai piilotti sen puunkoloon tai muurahaispesään. Paimen, jolla ei ollut maagista taitoa, pyysi apua tietäjiltä. Tietäjä, joka yleensä oli entinen paimen, opetti paimenelle maagista taitoa: antoi kopioida tai opetella ulkoa loitsuja ja teki palikat, vahan, vyön ja paimentorven maagisiksi esineiksi. Samoin kuin tietäjän ”tietävän” paimenen piti siirtää taitojaan ennen kuolemaansa, kertoa oppilaalle loitsuja, muuten hänen kuolemastaan tulee kärsimystä täynnä.

Taitojensa siirtämisen jälkeen paimenella ei ollut enää maagista voimaa.

Karjalan Sanomat/Keskiviikkona 09. 11. 2016/

Карельский институт магии: передача силы/ Karjalan taikainstituutio: taikuuden siirtäminen (RUS|FIN)

«Силу и знания заклинателя–знахаря можно было приобрести при соблюдении определенного ритуала» (Исследователь Нина Ивановна Лавонен, 1988).

Для передачи магических знаний существовало достаточно много разных ритуалов. У северных карелов при передаче знаний человеку, желающему научиться знахарскому делу, нужно было стоять на перекрестке трех дорог в течение трех четвергов подряд после захода солнца, но до наступления темноты – лицом к лицу со знахарем на стопах его ног. Таким способом знахарь передавал свои знания и давал советы. Затем «ученик» и «учитель» обменивались деньгами: “ученик” давал “учителю” деньги меньшего достоинства, учитель – большего.

Менялись не только деньгами, но и головными уборами. Три ночи ученик должен был спать в шапке, получая тем самым силу от знахаря. В шапку зашивалась шкурка белки-летяги, и обладатель такой шапки считался сильнее других заклинателей. За обучение было принято платить хотя бы символическую плату, иначе заклинания не будут действенны.

Если мать хотела, чтобы ребенок обладал сакральными знаниями, то мыла голову и грудь ребенка три четверга подряд пеной из трех водопадов. Первый раз это необходимо было сделать до того, как младенцу исполнится три ночи.

Часто знания передавались перед смертью. Верили, что, не сдав чертей, колдун мучается, а умереть не может. С этим поверьем связывали и долголетие колдунов. Об одной тихвинской карелке-колдунье рассказывали: «Сто четыре года было, сто четыре года, когда умерла. И не умерла бы, если бы «этих» не сдала». В рассказах о колдунах передача чертей осуществлялась часто по родственной линии. Сохранился такой рассказ о передаче магических способностей: перед смертью «[колдун] Папилкин своей жене сдал [чертей], а в нашей деревне жил брат Папилкина, Павел. Стала жена старика Папилкина умирать, так она это брату сдала, лишь тогда она умерла».

У тихвинских карелов-старообрядцев с их жесткой градацией знахари t'iedäjä подчеркивали, что их дело богоугодное и акт передачи знаний перед смертью был не обязателен: «Это ведь не черти, что обязательно [передавать]».

Люди, знающие заговоры, бережно хранили свои знания, не рассказывая посторонним о них. Если рассказать заговор другому человеку – это означает отдать, передать. Для колдуна, поведавшего свои знания ученику, заговоры теряли магическую силу. Поэтому и ученым не так легко было записывать такой материал в деревнях, редко кто таким поделится, а те, кто все-таки делились знаниями, ругали себя за то что «отдают» их.

Фото: Известная финская колдунья Miron-Aku совершает обряд передачи магических знаний, начало 20 века. Фото из интернета.

===========================================================================================
Karjalan taikainstituutio: taikuuden siirtäminen
”Tietäjän—parantajan voimaa ja tietoa voi hakea erityisen rituaalin aikana” (tutkija Niina Lavonen, 1988)
Taikuuden siirtämiseksi on olemassa riittävän paljon erilaisia rituaaleja. Vienankarjalaisilla oli perinne: parantajan taitoja saaneen ihmisen piti seisoa kolmen tien risteyksessä kolmena torstaina peräkkäin kasvotusten tietäjän kanssa tämän jalkojen päällä. Riitti pidettiin auringonlaskun jälkeen, mutta ennen pimeän tuloa. Niin tietäjä jakoi taitojaan ja neuvojaan. Sitten niin sanotut ”oppilas” ja ”opettaja” vaihtoivat keskenään rahaa.

He vaihtoivat keskenään rahan lisäksi myös päähineitä. Kolme yötä oppilaan piti nukkua tietäjän hattu päässään. Näin hän sai parantajan voimaa. Hattuun ommeltiin myös liito-oravan nahka ja sellaisen hatun kantaja oli voimakkaampi kuin muut loitsijat. Sellaisesta opetuksesta piti kuitenkin maksaa, muuten loitsut eivät toimineet. Jos äiti halusi, että hänen lapsensa omistaisi sakraalisia taitoja, hän pesi lapsen päätä ja rintaa kolmesta vesiputouksesta otetulla vaahdolla kolmena torstaina peräkkäin. Ensimmäistä kertaa riitti oli pidettävä ennen kuin lapsi oli jo kolmen yön vanha.

Taitoja siirrettiin usein kuoleman edessä. Uskottiin, että jos tietäjä ei siirrä taitojaan eli ”piruja”, niin hän tulee kärsimään, muttei pysty kuolemaan. Tähän uskomukseen liitettiin tietäjien pitkäikäisyys. Kerrottiin eräästä Tihvinän karjalaisesta noidasta: ”Hän kuoli 104-vuotiaana. Hän ei pystynyt kuolemaan, ellei kertonut ”näistä”. Kertomuksissa noidat siirsivät usein piruja sukulaiselta toiselle. On säilynyt kertomus maagisten taitojen siirtämisestä: ennen kuolemaa ”Papilkin-noita antoi piruja vaimolleen, kylässämme asui Papilkinin veli Pavel. Kun Papilkinin vaimo alkoi kuolla, hän antoi niitä Pavelille, vasta sen jälkeen kuoli.”

Tihvinän vanhauskoiset karjalaiset tietäjät korostivat, että heidän työnsä on Jumalalle otollinen eikä ollut ennen kuolemaa taitojen siirtämisen perinnettä. Loitsuja osanneet ihmiset säilyttivät huolellisesti taitojaan eivätkä kertoneet vieraille niistä. Kertominen tarkoitti siirtämistä. Sen takia tutkijoille oli vaikeata äänittää loitsuja, harva kertoi niitä, mutta he, jotka loppujen lopuksi kertoivat, moittivat itseään siitä.


Tunnettu suomalainen tietäjä Miron-Aku tekee maagisten taitojensa siirtämisen riittiä, 1900-luvun alku. KUVA ON OTETTU INTERNETISTÄ.

Karjalan Sanomat Keskiviikko 02. 11. 2016 Numero 42

Карельский институт магии: Карельские колдуны/Karjalan taikainstituutio:karjalaiset noidat (RUS|FIN)

Карельский институт магии: Карельские колдуны – arpoja, tietäjä, oppii, kolduna.
Слава о карельских колдунах далеко разошлась за пределы Карелии. В XII веке «Страной магов на побережье» назвал Карелию арабский географ Идриси. Существует много разных названий у карельских колдунов. Например, языковед М. Фасмер проводит параллель между заимствованным из финского словом «arpoja» - прорицатель, предсказатель и древнерусским словом «арбовати», т.е. отправлять языческое богослужение.
Северные карелы называли знахарей tietäjä , что буквально переводится как знахарь. У карелов-ливвиков встречается название oppii – колдун, знахарь, человек владеющий сакральными знаниями.


Гадание на сите. Аконлахти. Фотограф И.К.Инха 1894 г.

Знахари пользовались большим уважением в карельских деревнях. После крещения карелов появилось поверие, что знахари получают свои силы от Бога и используют их на благо людей. Как правило, они были верующими людьми, носили крест, многие отличались высоконравственным поведением и считались религиозно грамотными людьми. В своей знахарской практике они не видели ничего предосудительного, поскольку были убеждены, что даже самые "колдовские" действия их и самые могущественные магические атрибуты никоим образом не связаны с нечистой силой.

Колдуны же пользовались дурной славой: их считали владельцами чертей, "kolduna" у тихвинских карелов, в буквальном смысле, люди вне Бога и без креста.
Однако, в большинстве деревень понятия «колдун» и «знахарь» использовались в качестве синонимов.
Следует подчеркнуть, что не все знающие заклинания люди считали себя знахарями или колдунами. Элементарными, а то и довольно основательными навыками самолечения и врачевания еще не так давно владело большинство карелов. Однако, далеко не всем удавалось, видимо, вылечивать не только чужие болезни, но и свои недомогания. Не всегда помогали даже магические атрибуты и заговоры. Знания простых людей ограничивались несколькими заговорами и элементарными действиями. Многие переняли эти знания из рассказов и действий старших.
Карельские колдуны и знахари умели не только заговаривать и лечить с помощью магии болезни. Часто встречаются рассказы о том, как колдуны помогали найти пропавший скот. Это было связано с мнением, что колдуны имели магических помощников, которым они давали задания найти пропажу – будь то корова, человек или потерянная вещь. Этим помощникам постоянно нужно было давать новую и новую работу. Бытовало поверье, что судьба колдунов «не ими избранная и определенная». С этим связаны и описания образа жизни колдунов. Все дела у них были переделаны, словно работали за четверых, спали они помалу, вставали рано, ели на бегу, часто оставались в одиночестве.
Помимо поиска домашних животных и лечения, колдуны умели колдовать, чаровать, толковать сны, приметы, знамения, насылать порчу, "навязывать чертей", оборачивать людей в животных, лишать их половой силы, вызывать неурожай, эпидемии.
Можно сказать, что не было той беды у человека, где не мог бы помочь или навредить колдун.
==========================================================================================

Karjalan taikainstituutio: karjalaiset noidat

Karjalaiset noidat saivat mainetta jopa Karjalan ulkopuolella. Jo 1100-luvulla arabisyntyinen maantieteilijä Al-Idrisi sanoi Karjalaa rannikolla sijaitsevaksi tietäjien maaksi. Karjalaisilla noidilla on paljon nimiä. Esimerkiksi kielitieteilijän Max Vasmerin mukaan venäjänkielinen sana arbovati eli takoa on lainattu suomen kielestä, sanasta arpoja.

Puhuessaan maagisia keinoja käyttäneistä ihmisistä vienankarjalaiset käyttivät tietäjä - sanaa ja Aunuksen karjalaiset oppii-sanaa. Karjalaisissa kylissä parantajat nauttivat
kunnioitusta. Karjalaiset uskoivat, että parantajat saavat voimansa Jumalalta ja käyttävät
sitä ihmisten hyväksi. He olivat uskonnollisia ihmisiä ja heillä oli kaulassaan risti. Parantajat eivät nähneet toiminnassaan mitään paheksuttavaa, koska olivat varmoja, että heidän taikatoimensa ja maagiset esineet eivät liittyneet mitenkään pahaanhenkeen.

Noidilla oli vuorostaan huono maine. Heitä pidettiin paholaisen palvojina. Tihvinän karjalaiset sanoivat noitaa koldunaksi eli Jumalan vastustajaksi.
Monessa kylässä sanat noita ja parantaja olivat kuitenkin synonyymejä.


Ennustaminen sihdistä. Akonlahti. Valokuvaaja I. K. Inha, 1894.

On korostettava, etteivät kaikki loitsuja osanneet ihmiset pitäneet itseään tietäjinä.

Monet karjalaiset käyttivät itselääkitystä, mutta kaikki eivät nähtävästi onnistuneet parantamaan itseään eivätkä muiden ihmisten tauteja. Joskus jopa maagiset esineet ja loitsut eivät auttaneet. Tavallisten ihmisten taidot rajoittuivat yleensä muutamaan manaussanaan ja perustoimiin. Monet omaksuivat taitojaan tarinoista ja vanhemmilta.

Karjalaiset noidat ja parantajat osasivat sekä manata että parantaa tauteja magian avulla. Oli olemassa paljon tarinoita siitä, kun noidat auttoivat löytämään kadonneen karjan.

Noidilla oli maagisia avustajia, jotka saivat tehtäväkseen löytää kadonneen lehmän, ihmisen tai esineen. Avustajat tarvitsevat koko ajan uutta työtä. Oli yleinen uskomus, että ihmiset eivät tulleet noidiksi omasta tahdostaan.

Siihen liittyy myös noitien elämäntavan kuvaaminen. He tekivät työnsä niin kuin sitä olisi tehnyt peräti neljä ihmistä: he nukkuivat vähän, heräsivät varhain, söivät vikkelästi ja asuivat yksin.

Kotieläinten etsimisen ja ihmisten parantamisen lisäksi noidat osasivat myös manata, lumota, tulkita unia ja enteitä, muuttaa ihmisiä eläimiksi, riistää seksuaalisen vallan, aiheuttaa katoa ja paljon muuta.

Voidaan sanoa, ettei ihmisillä ollut hätää, jossa noita ei olisi voinut auttaa tai tehdä pahaa.

(c) Karjalan Sanomat / Keskiviikkona 26. 10. 2016