berdasheva (berdasheva) wrote,
berdasheva
berdasheva

Карельский институт магии: Патьвашка/ Karjalan taikainstituutio: Patvaska (RUS|FIN)

Карельский институт магии: Патьвашка

Галерея портретов карельских колдунов была бы не полной без патьвашки. Патьвашка в былые дни был чуть ли не главным на деревенской свадьбе и это не случайно. Карелы говорили: Miehellä männä da naija, kuin toiz’ičči šyndyö / Замуж выходить да жениться, что заново родиться (Карельская пословица). То есть, новобачные переставали существовать в своем прежнем статусе и перерождались в новом. Девушка и вовсе покидала свой родной дом, переходила в новую семью. Как полагали суеверные карелы, что именно в этот период личная защита у молодых ослаблена, и если не магическое покровительство сильного колдуна – патьвашки, то пару обязательно сглазят, наведут порчу.


Фото: «Патьвашка» – сват-колдун. Карельская Автономная ССР, Ухтинский р-н., д. Каменное озеро. 1927-1928 гг. Карелы. Фото: Л.Л. Капица

Начиная со сватовства патьвашка сопровождал все обряды, касающиеся жениха, а во время самой свадьбы уже и невеста была объектом для магических действий деревенского колдуна. Патьвашка знал всё, что касалось различных свадебных ритуалов, ведь свадебный обряд длился до 3 недель и сопровождался традиционными действиями магического характера, например: заговорами и действиями-оберегами.


Фото: Патьвашка совершает обряд защиты молодых от порчи. Беломорская Карелия, 1894. Фото: И.К.Инха

В арсенале Патьвашки были и различного рода магические предметы. Обязательным атрибутом была ритуальная палка - посох: ольховая палка с наростами "паккулами", кольцами для оберегов и, иногда, личинами. Сам посох носил название "козичендашаува", "козиндашаува" и просто "шаува" (буквально - сватальный посох и просто посох). Русское население называло подобные посохи "палка с паккулами". Считалось, что в посохе заключается вся сила колдуна. Если колдун терял посох, то терял и свою магическую силу. С помощью магического посоха или топора колдун, чертил на земле круги-обереги вокруг молодых.


Фото: Ритуальный посох паданского колдуна. ХIX в. Из собрания Национального музея Карелии. kgkm.karelia.ru

Даже после Революции, пока традиции хорошо помнили , колдунов обязательно звали на свадьбу. Молодежь могла уже не верить в магию, но тут уж «как бы чего не вышло». В начале 1920-х гг. в одной из святозерских деревень женился бывший "комиссар" без венчания и свадьбы. Из соседней деревни заглянул на "комиссарскую красную свадьбу" известный в округе колдун. Жених запретил родне угощать колдуна, тот постоял и ушел. Но утром узнали, что баню для молодоженов топить не надо. То же – на второе утро, и на третье ... Пришлось комиссару смириться и поехать лечиться к колдуну от мужского бессилия. Колдун парил “больного” в бане, поил заговоренной водой, и комиссар вернулся к жене здоровым*. Вера в силу колдуна сыграла с женихом злую шутку.

Сейчас хранителя свадеб – патьвашку уже никто на свадьбы не зовет. Да и остались ли такие?..

* случай описан в статье «О карельской народной медицине: рациональное и "иррациональное" в традиционном врачевании». Никольская Р. Ф., Сурхаско Ю. Ю. 1994 г.

=============================

Karjalan taikainstituutio: patvaska

Karjalaisten noitien galleriassa patvaskalla oli merkittävä rooli. Patvaska oli Karjalassa häämenojen tärkeimpiä hahmoja. Karjalaiset sanoivat: ”Miehellä männä da naija, kuin toiz’ičči šyndyö”, mikä tarkoittaa, että kun mies ja nainen menevät naimisiin, he niin kuin syntyvät uudelleen. Vastanainut pari lakkasi olemasta entisinä ihmisinä ja muuttui uusiksi ihmisiksi. Morsian jätti kotinsa ja lähti uuteen perheeseen. Taikauskoisten karjalaisten mukaan morsiamen ja sulhasen henkilökohtainen suojelu oli aika heikko. Ellei voimakas noita eli patvaska auttanut nuortaparia, heitä katsotaan varmasti pahalla silmällä. Patvaskalla oli taikavoimaa häiden ja avioliiton onnistumiseksi.

Kosinnasta alkaen patvaska oli mukana kaikissa häämenoissa. Hääjuhlassa patvaska osoitti maagisen voimansa morsiamelle. Patvaska osasi kaiken, mikä koski häämenoja. Häämenot kestivät joskus kolme viikkoa ja niihin liittyivät perinteiset taikatoimet, muun muassa loitsut.

Patvaskalla oli erilaisia taikaesineitä. Sauva oli hänen välttämätön attribuutti. Sauvaa nimitettiin nimellä ”kozičendašauva”. Sauvaan luultiin sisältyvän patvaskan maagillisen voiman. Hän ei laskenut sauvaa koskaan pois kädestään. Jos noita kadotti sauvan, niin hän menetti maagisen voimansa.


Patvaskan häämeno nuorenparin suojelemiseksi pahalta silmältä. Vienan Karjala,I. K. Inha. 1984.

Jopa Venäjän vuoden 1917 vallankumouksen jälkeen patvaska kutsuttiin välttämättömästi häihin. Nuoret eivät uskoneet paljon taikuuteen, mutta perinteitä noudatettiin. 1920-luvulla Pyhäjärven maalaiskunnan eräässä kylässä entinen komissaari solmi avioliittonsa ilman vihkimistä ja häitä. ”Komissaarin punaisessa juhlassa” kävi naapurikylästä tunnettu noita. Sulhanen kielsi sukulaisia antamasta ruokaa noidalle. Noita lähti pois. Aamulla saatiin selville, ettei ollut tarvetta lämmittää saunaa vasta naimisiin menneille. Myös seuraavalla ja kolmannella aamulla ei tarvinnut. Komissaari nöyrtyi ja lähti noidan luo saamaan hoitoa miehen kyvyttömyyteensä. Noita sauvotti miehen saunassa, juotti taikavettä ja komissaari palasi kotiin terveenä. Tapaus kuvattiin vuonna 1994 julkaistussa karjalaisesta kansanlääkinnästä kertovassa artikkelissa.

Parhaillaan kukaan ei enää kutsu häiden maagista suojelijaa—patvaskaa häihin. Ja onko olemassakaan vielä sellaista?

Karjalan Sanomat /Blogi Karjalasta/ Keskiviikkona 23. 11. 2016
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments